Правосудие в человеческой маске: Чичваркин возвращается

Российское государство и его полномочный представитель – Генпрокуратура показали, что с ними, оказывается, можно иметь дело. А точнее, дела можно не иметь. Вот, например, уголовное дело в отношении Евгения Чичваркина прекращено. Теперь основателя «Евросети» ждут из Лондона, где он два с лишним года скрывался от преследования, домой.

Еще в сентябре 2008 г., когда дело только завели (сначала - в отношении бывших подчиненных Чичваркина), его надуманность была вполне очевидна. Я не знаю, может, сотрудники службы безопасности и нехорошо обошлись с этим Власкиным (экспедитором, возившим телефоны по заказам «Евросети» и однажды скрывшимся с товаром). Но две вещи бросались в глаза сразу. Во-первых, - Власкин пожаловался в милицию через пять лет после своего «похищения» безопасниками «Евросети». Через пять!!! И во-вторых – дело возбудили аккурат в тот момент, когда Чичваркин вел активные переговоры о продаже «Евросети». Это не доказательства невиновности сотрудников «Евросети» и Чичваркина, я понимаю. Но и совпадений таких не бывает.

Через два года бывших сотрудников «Евросети», обвинявшихся сразу по нескольким уголовным статьям, полностью оправдали. Оправдали присяжные, а Генпрокуратура не стала обжаловать оправдательный приговор. В результате дело Чичваркина тоже пришлось закрыть как напрямую вытекавшее из дела «Евросети». Вроде бы все логично, но что-то не то.

Вы много знаете примеров, чтобы наша российская прокуратура так легко признавала поражение? Чтобы не цеплялась, не искала судорожно новые доказательства виновности, а вот так – смиренно отошла в сторону? Не ее это стиль. И веет от этого несвойственного ей поведения чем-то страшноватым.

То ли это тактическое отступление, за которым последует «дело номер два». По каким основаниям – понятия не имею. Но у следователей фантазия что надо, придумают. Главное – верить, что вот этот конкретный человек – вор, и что он «должен сидеть в тюрьме».

То ли это такая политическая демонстрация Справедливости и Принципиальности. И почему-то мне кажется – оно и есть.

В конце декабря прокуратура отпраздновала большую победу – суд признал Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновными практически по всем статьям второго уголовного дела (о краже нефти у самих себя) и приговорил к 14 годам лишения свободы. Время оглашения приговора – канун Нового года – выбиралось, несомненно, с умыслом. Тем не менее, расчет не удался и атмосфера в общества в мгновение ока оказалась наэлектризована до предела. Срочно потребовалась разрядка, тут и представился случай – история с Чичваркиным. Чичваркин – он же такой популярный, такой харизматичный, такой не-пред-ска-зуемый, да ко всему еще и осужден несправедливо. Ведь несправедливо же? Ну так и дело с концом. В прямом смысле этого слова.

Если дело действительно в политике, то Чичваркин может возвращаться. Прокуратура его теперь и пальцем не тронет. Он же эмблема, символ Торжества Законности и Правопорядка. Правда, и недоброжелателей у него тут тоже хватает, преимущественно на уровне «личного состава», так что хотя бы пара охранников пригодится (если Евгений вообще собирается возвращаться, а это вовсе не факт).

Но меня не покидает ощущение обмана. Мне непонятно, как может исправление одной несправедливости искупить другую. И, с каким сочувствием ни относись к Чичваркину и к его ситуации, масштаб этой истории никогда не сравнится с масштабом разгрома ЮКОСа и преследования его владельцев. Лондон – это не колония в Чите. И «Евросеть» не ЮКОС.