От редакции: Бульдозерное письмо

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко требует исключить вверенный ей город из числа исторических поселений. В письме премьеру Владимиру Путину, попавшем в «Коммерсантъ», градоначальница сетует, что особый статус города затрудняет согласование проектов не только в историческом центре, но и на окраинах и мешает развитию города. Можно рассматривать просьбу губернатора как попытку реабилитировать себя в глазах девелоперов после обидного фиаско с «Охта центром» и получить хорошую компенсацию за личную обиду, нанесенную прекращением мегапроекта. Но вообще-то Матвиенко действует вполне логично: она требует возвращения статус-кво – вассал-губернатор в обмен на лояльность сюзерену (Кремлю) получает свободу рук в местных делах. Инициированная Москвой отмена строительства «Охта центра» в известном смысле нарушение правил игры.

Письмо Матвиенко лишний раз напомнило, что в июле 2010 г. государство сократило список исторических поселений, генпланы которых требуют согласования в Росохранкультуре, в 12 раз – с 486 до 41. По каким параметрам исключали, непонятно: Москвы, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и Пскова в списке нет, а Астрахань, Иркутск и Томск – есть. Непонятно не столько по архитектурно-историческим соображениям, сколько по девелоперским, разумеется: Томск и Иркутск явно привлекательней депрессивного Пскова.

Жалко, что российские бюрократы настолько близоруки, что не понимают, как много денег могло бы принести сохранение исторического облика городов – причем не вместо девелоперских отчислений, а плюс к ним; больше того, научившиеся коммерческому использованию истории заслужат всероссийскую славу вроде той, что заслужило руководство города Мышкина, которое зарабатывает просто на его названии.

Возвращение статуса исторических поселений имевшим его прежде российским городам крайне необходимо. Оно может хотя бы сдержать варваров-бюрократов и девелоперов, которые не чувствуют аромата старины за запахом больших и быстрых денег.