День Сурка для американской экономики

Возможно, США потребуется и QE-III

По данным прогноза бюджетного управления конгресса США, бюджетный дефицит в 2011 г. по сравнению с прошлым годом может увеличиться. В 2010 г. он составил $1,29 трлн, в 2011-м может составить $1,48 трлн. В конце 2010 г. начался второй раунд QE ("количественного послабления"), в результате которого планируется вбросить $600 млрд в американскую экономику. Даст ли это желаемые результаты для США и для мира в целом? Есть ли стратегическое решение проблем, стоящих перед мировой экономикой?

Николай Кащеев, начальник аналитического отдела казначейства Сбербанка:

Ситуацию с бюджетной политикой США можно обрисовать с помощью метафоры: вот течет река, но течет не совсем так, как нам хотелось бы. Но мы знаем, что через какое-то время она найдет то русло, которое нас устроит. Соответственно, есть несколько вариантов действий. Первый — спокойно стоять и тонуть в этой реке, которая течет, где не надо. Второй вариант — грести в неверном направлении просто потому, что река туда течет и надо хотя бы удержаться на плаву какое-то время, а там, может быть, что-то изменится. И третий, самый маловероятный сейчас вариант — быстро вырыть новое русло, которое нам нравится, и туда эту реку впустить.

Сейчас ситуация в мире такова, что быстрыми мерами ничего не сделаешь, и более того — непонятно, какое идеологическое положение занять при смене больших циклов. Таких титанов, как Рейган и Тэтчер, например, ни в США, ни в мире в целом сейчас нет. Соответственно, изменить русло реки некому. Господа из ФРС(Федеральная резервная система. - "Ведомости") США гребут вместе с этой рекой в ожидании того, что что-то произойдет. Это явно прослеживается, потому что были заявления, что ФРС США будет рассматривать возможность QE-III (третьего раунда скупки облигаций у банков, реанимирующего вброса денег в экономику. - "Ведомости"), если основные показатели не улучшатся. Сейчас США выбирают пассивное следование мейнстриму, который продолжает идти не туда, вымывая постепенно старое русло, и, может быть, со временем повернет в какое-то новое.

В общем, могу сказать, что у США задача архисложная. Но активных действий, стратегического плана по решению проблем мировой экономики мы пока не видим ни у кого. При этом по-настоящему решить проблемы мировой экономики сейчас под силу, похоже, только США. Единственная сопоставимая с США величина по размеру экономики на мировой арене — еврозона, в которой проблемы совсем другого рода. Проблемы Китая — это проблемы, к которым США уже 100 лет как не имеют никакого отношения, это в известном смысле вопросы 20-30-х гг., времен Великой депрессии. Это не те проблемы, которые сейчас должен решать лидер мировой экономики, так что Китай вообще ни при чем, он свои собственные проблемы решает.

Пока что у США нет стратегической идеи. Просто экстраполируя предыдущий опыт, который имел место в истории, можно сказать, что должна быть решена триединая задача, для того чтобы новое русло образовалось.

Во-первых, изменение бизнес-окружения. В начале экономического цикла, предшествовавшего периоду деятельности Рейгана и Тэтчер, государство вело жесткую политику по отношению к банкам. Например, были разделены коммерческие и инвестиционные банки. Коммерческим было запрещено заниматься инвестициями. Следующий экономический цикл начался в 70-е гг., и Рейган, и Тэтчер в 80-х ввели полнейшую либерализацию всего и вся - эти изменения стали масштабными для бизнес-среды. То есть нужен комплекс каких-то прежде всего законодательных мер и общая идеологическая установка, если угодно, - куда движемся, генеральное направление.

Во-вторых, это изменения в валютной системе, достаточно серьезные. Прошлый перелом в этой сфере, который был в 70-х гг., характеризовался тем, что упал Бреттон - Вудс, появились плавающие валютные курсы. Сейчас должно что-то произойти, чтобы разрешить те внутренние противоречия, которые назрели в валютно-финансовой мировой системе.

В-третьих, новые технологии, которые дадут возможность активно инвестировать и создавать рабочие места. Потому что что мы имеем сейчас? Индекс ISM-Manufacturing (индекс делового оптимизма в производственной сфере. - "Ведомости") поднимается до каких-то немыслимых высот, а при этом в социальной сфере колоссальные проблемы, и весь мир от китайцев до американцев показывает сильнейшее социальноe расслоение этого так называемого постиндустриального общества. Увеличивается число людей за чертой бедности. В Штатах количество талонов на продовольствие, выдаваемое 40 с лишним миллионам человек, достигло своего исторического максимума — и это одновременно с выходом ISM-Manufacturing Index на заоблачные высоты. И при этом на сегодня нет того, что могло бы привлечь большие инвестиции и заодно дать большие деньги и рабочие места большому количеству людей.

Мы все еще барахтаемся в этом старом русле, которое несется постепенно в тупик. США просто поймали определенный момент времени, когда все неправильно. На самом деле сегодня неправильно – завтра правильно.

Вопрос решения проблемы дисбаланса в мировой экономике требует очень серьезного широкого обсуждения. Процесс идет, идет очень медленно, в условиях растерянности, потому что люди не всегда понимают, что делать, — сила инерции велика, личные интересы велики, свои проблемы давят на всех. Я уже говорил: у китайцев одни проблемы, в ЕС другие, но, может быть, завтра появится что-то более позитивное. Пока не очень сформировалось представление о будущем.

Волнения в арабском мире всенепременно – если не прямо, то опосредованно – повлияют на мировую экономику и на экономику США. На этот раз они больше, чем прежде, масштабнее, чем, например, в Киргизии. Они охватывают большой пояс. И спусковым крючком для всех эти волнений послужила повышенная инфляция, которая пока что прячется за лукавыми цифрами базовой инфляции. На что уже господин [Жан-Клод] Трише, проявив решительность, обратил внимание. Эти волнения - серьезный сигнал, происходят экономические, геополитические сдвиги. В традиционных терминах "нефть поднялась – нефть упала". Но это сиюминутная вещь. А в целом эти волнения - вещь системная. Не просто побастовали какие-то тунисцы и разбежались. Это признаки системного кризиса. И все уже поняли, что надо внимательно следить за развитием событий и учитывать их, принимая решения о том, что будет дальше с мировой экономикой.