Что с того, что Алексей Кудрин смеется над «принуждением к инновациям»

У министра финансов Кудрина и инвесторов на форуме "Тройки диалог" ставка Медведева на инновации из-под палки вызывает улыбку. Но не исключено, что доходы от нефти по $100 за баррель снова потратят - если не на реальный технологический прорыв, то на кропотливую работу над ним армии госслужащих.

С разницей в один день чиновники нарисовали очень разную "Россию после нефти". Президент Медведев в приказном порядке потребовал обновления и инноваций от государственных компаний, под угрозой снятия с должностей предлагая их руководителям поддержать российскую науку и развитие технологий. На заседании президентской комиссии по модернизации 31 января он буквально устроил разнос, в меру темперамента, конечно, чиновникам и руководителям госпредприятий. Инновации для них так и не стали приоритетной задачей. «Чтобы никого не принуждать, может, лучше людей поменять", - мрачно подавал реплики во время выступления министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной президент.

Лица присутствоваших отражали некоторое внутреннее напряжение, кое у кого смешанное с недовольством. Можно не сомневаться, что административная машина так ли иначе заработает и к новым дед-лайнам будут готовы заказанные программы конкретных действий - в соответствии с инструкцией Минэкономразвития. Тем более, есть и первая жертва на алтарь спасения страны от сырьевой зависимости — уволен руководитель ОАК Алексей Федоров, по сути, за саботаж.

Сегодня на инвестиционном форуме «Тройки диалог», возможно, последнем ввиду скорого поглощения компании государственным Сбербанком, прозвучали совсем иные послания. В кулуарах финансисты, кстати, обсуждали еще одну новость из сферы госактивности - о приобретении контролируемой государством биржей ММВБ частной торговой площадки РТС. Но вице-премьер Кудрин и бывший министр экономического развития, а ныне руководитель госбанка Греф говорили о том, что видят будущее экономики в усилении роли частного собственника и конкуренции.

Причем, вскользь упомянув о намечающемся принудительном осовременивании российских предприятий "по-президентски", Кудрин не сдержал ироничной улыбки. Аналогично реагируют и инвесторы - когда на форуме "Тройки" директор департамента экономики и финансов правительства России Андрей Белоусов отметил, что масштабы господдержки той самой лишившейся директора Объединенной авиастроительной корпорации превышают среднюю стоимость выпускаемых ею самолетов, в зале засмеялись. Хотя этот пример поддержки инновационного процесса явно был рассчитан на другую реакцию.

Действительно, на фоне идей классических рыночников, отдающих приоритет закону спроса и предложения, в роль главного регулятора — конкуренции, эскиз российской инновационной машины по версии Медведева выглядит несколько сюрреалистично. Возможные побочные эффекты процесса, основанного не на стремлении обойти конкурентов и увеличить прибыль, а на бюрократическом механизме, «Ведомости» рассмотрели в сегодняшней редакционной статье "Инновации по понятиям". Учитывая высокий уровень коррупции — вспомним хотя бы о недавнем докладе Медведеву о масштабе откатов в $1 трлн, такой сценарий навевает тоску.

Рецепт Кудрина — приватизация и усиление роли конкуренции в российской экономике. Греф согласен: "Это вопрос номер один - нужно сжать участие государства в экономике, повысить эффективность государства в части исполнения им его функций".

Академик Юрий  Толстой , рецензировавший  диссертацию  Дмитрия Медведева в конце 80-х гг. когда-то рассказал «Русскому Newsweek», что  работа будущего президента была посвящена госпредприятиям, которые не нужно отдавать на откуп рыночной стихии, сохранив рычаги контроля в руках государства. Так что, и во главе «Газпрома»  Медведев  трудился «по профилю», и теперь не изменяет себе. Имидж относительного либерала за ним признают скорее в общественно-политической сфере, чем в экономике.

К чему реально могут привести такие разногласия? На высшем уровне давно продвигается идея экономии нефтегазовых доходов и перехода от сырьевой структуры экономики к более диверсифицированной и высокотехнологичной. Уже и премьер Владимир Путин с этим согласился на прошлогоднем форуме в Сочи, и президент потребовал к 1 апреля представить предложения о возможном отказе в 2011 г. от использования дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. Кудрин сегодня на форуме напомнил, что экономика исчерпала ресурс развития за счет нефтяных цен на сырье, позволивших за последние 10 лет ВВП на душу населения по паритету покупательской способности увеличиться в три раза.

Но если локомотивом модернизации и инновационных процессов все-таки должно стать государство, по мнению высшего руководства, вероятно, это потребует дополнительных расходов — за счет все тех же нефтяных денег. Стало быть, можно ожидать новых битв экономного Кудрина за бюджет. Установившийся комфортный для России уровень нефтяных цен $90-100 за баррель, впрочем, дает основания предположить, что сырьевой ресурс еще раз поможет стране — или конкретным госслужащим.