Проверка на дорогах - 2

Читатели и коллеги, оценивая редстатью и блог о новом назначении генерала Виктора Кирьянова, указали мне на методологический изъян: динамика статистики ДТП и смертности на дорогах была подсчитана без учета изменений численности автопарка в разных странах. 

Восполнить пробел - интересная исследовательская задача, за которую я и взялся.

Заранее хочу предупредить, что не буду сравнивать Россию с Индией - у нас слоны и коровы по дорогам ходят редко. Сопоставление с восточноевропейскими странами более близкими по социальной структуре населения и уровню доходов мне кажется правильнее, не забуду и о некоторых западноевропейских государствах, а также Казахстане и отчасти - Украине.

Сначала уточню показатели увеличения численности нашего автопарка, поскольку некоторые горячие головы утверждали, что он в 2003-2009 гг. утроился или увеличился в 1,7 раза. Это не совсем так. Число легковых машин выросло с 23,4 млн до 33,1 - на 41,5%, численность грузовиков - с 4,7 млн до 5,3 (на 15%), количество автобусов и троллейбусов снизилось со 105 000 до 76 000. Итого парк вырос с 28,2 млн до 38,5 млн, итого рост на 37%. Еще раз напомню, это 24,5 погибших на 100 000 жителей в 2003 г. и 19 - в прошлом.

Получается, что одна смерть в ДТП (всего 35 600) в 2003 г. приходилась на 791 машину (далее - АМ), в 2009 - на 1477. Получается действительно внушительное снижение - на 87%.

Теперь про другие страны.

Соседний Казахстан: 2754 погибших в 2003 г., 2898 - в 2009 (рост 5%), 18,5 и 18,1 погибших на 100 000 жителей соответственно. Весь автопарк Казахстана за эти годы вырос  с 1,47 млн единиц до 3,16 млн - больше чем в 2 раза. Интересующиеся классификацией по видам (легковые, грузовики, автобусы) могут легко сделать это на довольно толковом сайте Гостатистики Казахстана. 

Соответственно в 2003 г. один погибший в ДТП приходился на 534 АМ, в 2009 - на 1100. Снижение в два раза.

С Украиной несколько сложнее: число погибших в 2003-2009 гг. сократилось с 7149 до 5348 (то есть на аналогичные с нами 34%), но внятных полных данных по парку мне пока найти не удалось. На сайте Укрстата таких материалов нет, только пассажироперевозки. Завтра, если позволит загрузка по основным статьям, буду звонить в Киев.

Теперь по европейцам. Данные, если нет особых пометок, за 2003 и 2009 г. 

Сначала наши соседи прибалты.

Эстония: 164  и 100 погибших (12,1 и 9,8 - последняя цифра смертности указана на 2008 г.) - на 100 000, Автопарк страны вырос за это время с 523 000 до 630 000 АМ - примерно на 20%. Одна смерть приходилась на 3190 и 6300 машин соответственно. Снижение почти в два раза - на 97,5%.

Латвия. Число погибших сократилось вдвое  532 — 254, относительная смертность: 22,8 и 13,9 на 100 000 жителей. Автопарк страны за это время вырос с 753 000 АМ до 1,05 млн - на 39% - фактически как у нас. Один погибший в ДТП приходился на 1415 и 4125 машин соответственно, снижение почти трехкратное.

Литва. Погибшие: 709 - 370,  смертность  20,5 и 14,8 на 100 000, Парк вырос с 1,37 млн АМ до 1,84 - рост 34,3%. Один погибший в ДТП приходился на 1955 и 4972 машины. Снижение в 2,5 раза.

Чехия. Погибшие 1447 — 901, смертность 14,2 и 10,4, Парк вырос с 4,07 млн до 5,01 - на 23%. Один погибший приходился на 2810 и 5560 машин: снижение на 98%.

Словакия. Погибшие 645 — 347, смертность 12 и 10,3. Парк за это время вырос с 1,535 млн до 2,032 млн или на 32,5%. Одна смерть в ДТП приходилась на 2380 и 5860 машин, снижение - в 2,46 раза.

Данные по другим государствам окончательно обработаю завтра.

Замечу, что считаю человеческую жизнь абсолютной ценностью, которая в отличие от денег и стоимости любого товара не подвержена инфляции. Не случайно именно эти цифры (абсолютное число погибших и смертность на 100 000 жителей) - это первые графы статистики ДТП, остальные следуют потом.