Мнения
Бесплатный
Варвара Полудина

Алексей Навальный: в конце пути освободится триллион рублей

На первых этапах борьбы с коррупцией можно сэкономить 400 млрд руб.
Д.Гришкин

Со среды начался сбор средств на антикоррупционный проект Алексея Навального «Роспил», суть которого состоит в организации работы по выявлению фактов коррупции во время госзакупок и возбуждения уголовных дел против причастных к ним. Тактические приемы позиционной борьбы описаны как в блоге Навального, так и повсеместно в сети. А каков стратегический итог планируемой борьбы, будут ли ощутимы на деле результаты судебных процессов над коррупционерами?

Алексей Навальный, создатель антикоррупционного проекта «Роспил»:

Дмитрий Медведев говорил на всю страну, что 1 трлн руб. воруют ежегодно. Я считаю, что в результате определенных совершенно практических усилий, которые мы делаем и их завтра может сделать кто угодно и обязан делать Медведев, может высвободиться достаточно большое количество бюджетных средств — в результате ликвидации коррупции и повышения эффективности госзакупок (которые сейчас коррумпированы на 99%). Это будет не триллион в целом, мы не утописты и не наивные люди — маловероятно ликвидировать коррупцию на 100% в нашей стране сейчас, но речь о сотнях миллиардах рублей.

Вполне реалистичные меры, которые можно принять, сэкономят не меньше 400 млрд руб. на первом этапе. Это не моя оценка, а оценка антимонопольной службы, того же контрольного управления при президенте. Здесь нет линейной зависимости, что начали бороться с коррупцией, и тут же триллион появился, но миллиарды появятся. И где-то в конце долгой дороги появился этот триллион.

Куда пойдут эти деньги? Я думаю, есть много областей, нуждающихся в увеличении финансирования. Лично моя точки зрения — но она не имеет отношения к проекту «Роспил» - в том, что высвободившиеся деньги стоит прежде всего потратить на латание дырок в Пенсионном фонде. Повышение страховых взносов, произошедшее с нового года, совершенно убийственно для экономики. Было бы более правильно, с моей точки зрения, если бы эти дырки затыкались акцизом на табак, акцизом на алкоголь и эффективностью госрасходов. Но опять же, подчеркну, это мои личные макроэкономические предпочтения, я не сумасшедший, чтобы говорить, что «Роспил» сделан для того, чтобы снизить налоги.

Какой бы проект я ни начинал, все говорят, что я это делаю, чтобы попиариться. Но мы уже на сегодня начиная с ноября прошлого года отменили конкурсов на 264 млн руб., при том что это пока была хаотическая общественная деятельность, толком по-серьезному мы этим еще не занимались, еще ни копейки не потратили. Это были конкретные конкурсы, которыми мы начинали заниматься и или отменяли их решением ФАС, или чаще всего, когда мы начинали скандалить и писать по этому поводу, само ведомство их отменяло, потому что они понимали, что в ФАС у них нет перспектив.

В целом, конкурсы делятся на две части. Первые — это то, что не нужно вообще. Например, социальная сеть работников Минздрава, то что мы отменили самым первым. Это вообще бред, пусть фейсбуком пользуются. И такого бреда много. Вторые — это необходимые конкурсы, но которые проводятся по коррумпированной схеме, например, конкурс на покупку оборудования или на создание какого-нибудь вебсайта или системы мониторинга на сколько-то миллионов долларов. Им, может быть, и правда нужна система мониторинга или сайт, но за скромные $50 000, за 1 млн руб., за 2 млн. руб., но не за десятки миллионов. Соответственно, наша цель состоит в том, чтобы самые бессмысленные конкурсы были отменены, а осмысленные, но явно коррумпированные - отменены, а затем выставлены заново уже на конкурентных условиях и с адекватными ценами.

Думаю, что в большинстве отраслей российской экономики рынок уже достаточно гибкий и, когда появятся новые правила игры — на конкурентных основаниях, — участники рынка смогут работать на этих условиях. Посмотрите, та же IT-сфера, которой, так получилось, мы изначально много занимались. Здесь конкуренция огромная, тысячи компаний существуют, которые могут эти сайты клепать. Или, например, какая-нибудь закупка угля или мазута для департамента здравоохранения Рязанской области. Она реально может быть проведена на нормальных конкурентных началах, почему кто-то думает, что это невозможно? Даже закупка какого-то дорогостоящего сложного оборудования может происходить на абсолютно конкурентной основе, и участники рынка в целом готовы к этому.

Так что вполне возможно, что увеличение прозрачности госзакупок вызовет частичные изменения в структуре рынка. Сейчас в любой отрасли, в любой сфере, при каждом министерстве, при каждом крупном госзаказчике есть целый сонм компаний, вся эксклюзивность которых заключается в том, что они умеют договариваться — они специализируются на эксклюзивных обедах и ужинах министра и больше ни на чем. Он все контролируют, получают все заказы и отдают это на субподряд, такова принятая практика. И вот такие компании, обладатели необоснованного эксклюзива, совершенно очевидно, уйдут. В связи с этим цепочка подрядчиков сократится, не будут накручиваться лишние проценты. И это можно делать уже сейчас: 94-й закон — не самый идеальный закон, но он достаточно передовой, по нему все можно все это сделать.

Если получится ликвидировать коррумпированные конкурсы и откаты, то мы будем жить в прекрасной стране.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать