Соседнее ханство: Назарбаев продлил свои президентские полномочия

Нурсултан Назарбаев не мытьем, так катаньем, добился продления президентских полномочий на 7 лет. Республиканский Конституционный Совет (аналог российского Конституционного суда) недавно продемонстрировал независимость судебной власти от исполнительной и представительной и назвал референдум о продлении полномочия Назарбаева неконституционным. Однако президент и его окружение недолго расстраивались. Найти формальный повод для проведения новых выборов главы государства оказалось несложно - теперь граждане Казахстана в апреле изберут президента. Кого - предсказть несложно. Самые честные и свободные выборы с предоставлением большей части телеэфира соперникам действующего главы Казахстана дадут последнему никак не меньше 70-80% голосов.

В 2007 г. Назарбаев сделал очередной хитрый ход - сократил срок полномочий до 5 лет (но с 2012 г) и одновременно снял ограничения по числу этих сроков. Теперь он спокойно переизберется до 2018 г.  Москва устами высокопоставленных единороссов поддержала продление полномочий Назарбаева, который, получается, будет возглавлять Казахстан по меньшей мере 28 лет и, может быть, уйдет на покой в глубокой старости.

На съезде Назарбаевской партии "Нур Отан" первый заместитель руководителя фракции партии "Единая Россия" в Госудуме Владимир Пехтин сказал: "Наши партии являются политической опорой наших государств, и нам не безразлично, как пройдут выборы в Казахстане, а нашим казахским коллегам - как пройдут выборы в России. Конечно, мы не можем влиять на выборы президента суверенного государства, но мы будем всей душой поддерживать национального лидера Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева".

Что означает очередной президентский срок Назарбаева для Казахстана и соседних государств? Конечно, наши соседи служат редким для СНГ примером успешной авторитарной модернизации. Назарбаев мог стать премьером СССР, если хотите, советским Дэн Сяопином. Однако распад империи и другие обстоятельства сделали Назарбаева политиком национального уровня.

В отличие от многих коллег по СНГ Назарбаев не превратил авторитаризм в откровенную диктатуру и вел сбалансированную внешнюю политику. Это позволило Алма-Ате (Астане) сохранить прочные связи с Россией и найти новых партнеров. 

При этом государство вело и ведет продуманную экономическую политику. Казахстанские реформы опережали аналогичные меры в других государствах СНГ. Страна дважды, в 2001 и 2006 гг., провела налоговую амнистию по более либеральным, чем в России, правилам. Пенсионная реформа началась в Казахстане еще в 1998 г. Преобразования в налоговой сфере снизили нагрузку на бизнес (НДС — 15% вместо российских 18%, социальный налог — 13% против нынешних 26% и будущих 34%). Казахские чиновники отправлялись на обучение в лучшие университеты мира. В феврале 2008 г. Назарбаев запретил ревизорам появляться на объектах малого и среднего бизнеса (кроме пищевых и фармацевтических производств) до конца года.

Темпы среднегодового роста ВВП Казахстана в 1999-2008 гг. (10%) сравнялись с китайскими. Последствия мирового кризиса, падение рынка недвижимости, банковский кризис были серьезными, но переносимыми. В 2009 г. ВВП сохранился на прежнем уровне. Малый бизнес в Казахстане дает 25% ВВП против 15-17% в России.

Однако продление срока полномочий Назарбаева еще раз подчеркивают негативный момент его длительного правления. В отсутствие институциональных сдержек и противовесов у нынешнего нацлидера нет преемника (личного или коллективного), который после его ухода способен поддержать баланс интересов. Если хотите, Назарбаев опасается, что после его ухода группы влияния передерутся за власть и ввергнут страну в хаос.

Между тем слишком долгое правление даже успешного лидера, как показывает печальный опыт арабских стран, способно привести к бунту даже в экономически благополучных странах. Людей начинает раздражать сосредоточение власти и богатства в руках одного отдельно взятого клана.

Есть опасения, что Россия вряд ли сможет предотвратить развитие событий в Казахстане и расположенном по соседству с ним Узбекистане (а там экономические и религиозные проблемы острее) по тунисско-египетскому сценарию. Ситуация после физического ухода или отстранения Назарбаева и его узбекистанского коллеги Ислама Каримова выглядит крайне неопределенной и непредсказуемой.