Отказываться от Ми-28 уже поздно

Сегодня утром в Ставропольском крае потерпел катастрофу ударный вертолет Ми-28Н, приписанный к авиабазе в Буденновске. Как сообщил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков, пилот вертолета, к сожалению, погиб, второй пилот находится в госпитале, но его жизнь вне опасности. Минобороной создана комиссия, которая установит причину произошедшего. По предварительной информации, пилот во время учебного полета сообщил о сигнале "стружка в масле", когда машина находилась на высоте 600 метров и начал аварийное снижение, но с высоты в 400 метров снижение стало неконтролируемыым и машина совершила жесткую посадку, при этом была повреждена кабина. До выяснения причин полеты Ми-28 остановлены приказом командования ВВС.

Это вторая серьезная авария нового ударного российского вертолета - первая произошла полтора года назад на полигоне Гороховец в Нижегородской области, когда двигатели машины остановились после неправильно произведенного залпа неуправляемыми ракетами. Но тогда, к счастью, пострадавших не было.

Как всякий новый тип техники вертолет Ми-28 пока достаточно "сырой", излечение его детских болезней займет годы. Пока правда нельзя сказать, насколько сегодняшнее происшествие вызвано недостатками конструкции, а насколько - чисто производственными дефектами. Двигатель ТВ3-117, установленный на этом вертолете, производится уже десятилетия и не является новинкой. Среди недостатков машины называют и малый ресурс ряда важнейших агрегатов, и недоведенность системы управления оружием. Понятно, что работать над этим придется еще долго.

Но отказываться от Ми-28 уже поздно, более того, его производство достигло весьма высоких для постосветского времени темпов. В прошлом году, например, завод "Роствертол" в Ростове-на-Дону собрал около 15 Ми-28Н, всего их произведено с середины 2000-х порядка 40, а до 2015 г ВВС России законтрактовали всего 97 машин (включая поставленные).

Отказываться от программы Ми-28 можно было раньше, в начале 2000-х, когда принималось решение о принятии машины на вооружение (ее прототипы проходили испытания еще с начала 80-х). Возможно, менее дорогой альтернативой стали бы закупки глубоко модернизированных Ми-24 - этой показавшей незаменимость в локальных конфликтах рабочей лошадки нашей армейской авиации, которая служит ей 40 лет. Тем более, что в конце концов к закупке партии из 22 Ми-24 Минобороны все равно пришло в прошлом году. Но раз уж решение принято и производство развернуто, следует довести дело до конца. К сожалению, освоение новой техники часто приводит к жертвам хотя, повторюсь, пока неясно, насколько в сегодняшнем происшествии виновата конструкция машины.