Кого государство выбирает в партнеры?

Иногда развитие частно-государственного партнерства вызывает вопросы.

Развитию частно-государственного партнерства уделяется большое внимание, особенно в контексте модернизации и развития инноваций. Но иногда такое «партнерство» вызывает вопросы. Например, когда Министерство регионального развития РФ покупает у частной компании («Инновационные технологии «Ренова», действует по агентскому договору от компании Diamond Air) здание в центре Москвы за 3,5 млрд руб., которое было куплено у правительства Венгрии за $21,3 млн(на тот момент около 511 млн руб.), а роль посредника в сделке исполняет глава фонда развития инноваций «Сколково» Виктор Вексельберг. Об этом читайте подробнее в статье : http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/255357/prodal_rossii. О развитии института частно-государственного партнерства в России рассказывает эксперт.

Борис Хейфец, ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН:

Появление частно-государственных партнерств стало позитивным шагом, с помощью которого многое можно сделать для развития российской экономики. И есть реальные примеры эффективности работы таких предприятий, например, Роснано и его партнеры. Сейчас наблюдается тенденция субъективизации выбора партнера - постепенно государство стало подбирать себе в партнеры какие-то приближенные структуры, исходя не из национальных интересов или экономической эффективности, а каких-то других мотивов.

В результате появились разветвленные сети компаний-партнеров, структура частно-государственных партнерств усложнилась, что негативно сказалось на эффективности их работы и расходования средств. Как сказал Дмитрий Медведев применительно к игорному бизнесу, сложилась «сложная структура бенефициарных владений», этот термин и сюда подойдет.

Но нельзя говорить, что частно-государственные партнерства работают менее эффективно, потому что государство выбирает не профессионалов, но своих. Зачастую компаний, которые могли бы быть эффективными партнерами, просто нет — ни внутри страны они не формируются, ни извне не приходят. Это объясняется все теми же известными причинами — квазирыночная экономика с авторитарным механизмом принятия решений, неразвитые институты (многие политические институты деградировали по сравнению с 90-ми гг.), плохой инвестиционный климат, офшоризация экономики (начиная с 90-х гг.). Мы за последние годы теряем позиции во многих международных рейтингах (Всемирного банка, программы развития ООН, Transparency International).

Офшоризация российской экономики вызывает большую озабоченность. Вроде бы глупо - во всем мире развиваются офшоры, - но такая степень офшоризации, которая существует у нас, нигде в мире не существует. Основные финансовые потоки вывозятся за границу, 90% крупных частных холдингов, среди которых много госпартнеров, зарегистрировано за рубежом. Что будет через 10-20 лет, когда от собственников, на которых сейчас есть какое-то ручное влияние, компании перейдут к наследникам, на которых влияния не будет? Не очень хорошая ситуация уже сейчас — мы имеем много дел в международных судах.