Новая схема налогообложения нефтяников вряд ли достигнет целей

Правительство готовит новую схему налогообложения нефтяной отрасли. Цель двойная: увеличить глубину нефтепереработки и привлечь инвестиции в добычу. Добиться этого предполагается за счет снижения пошлин на экспорт сырой нефти и повышения – на вывоз нефтепродуктов (см. статью «Реформа сверхприбыли» от 22.02.2010, стр. 01).

Налог на доход от реализации нефти, который то ли заменит, то ли дополнит налог на добычу нефти, пока что в этой схеме темная лошадка. Минфин плохо понимает, как его администрировать, а эксперты уверены, что нефтяники постараются научиться уклоняться от него. Поэтому скорее всего власти не станут торопиться с новым налогом.

Зато реформа пошлин ждет нас уже через два месяца – для этого не нужно даже согласие Госдумы, правительство меняет размер пошлин своими постановлениями. Но приведут ли эти изменения к достижению поставленных целей?

Удивительное дело: Россия – чуть ли не единственная из крупнейших нефтедобывающих стран, которой никак не удается наладить собственную нефтепереработку. В мировом рейтинге нефтепереработчиков мы на 67-м месте. Основные производственные фонды наших заводов изношены более чем на 80%. Средний по России показатель глубины переработки нефти – 72%, в то время как в Европе и США нормой считается уровень 95%.

Экспорт нефтепродуктов из России за последние пять лет вырос почти на 50%, но произошло это в основном за счет топочного мазута. На него приходится более половины российского экспорта нефтепродуктов. Мы вывозим в основном такие нефтепродукты, которые на 3% дороже сырой нефти.

Российские НПЗ стали ориентироваться на самую примитивную переработку нефти именно из-за особенностей госрегулирования. Когда в 2004 г. в последний раз меняли систему налогообложения нефтяной отрасли, целью было стимулирование нефтепереработки. Тогда из-за устойчивого роста мировых цен на нефть правительство резко повысило пошлины на ее экспорт, а пошлина на нефтепродукты составляла 90% от пошлины на сырую нефть. Чтобы переработка не страдала, сначала пошлины на нефтепродукты стали устанавливаться на уровне примерно 65%, затем была введена дифференциация пошлин светлых и темных нефтепродуктов. Та система действует и поныне: пошлина на светлые нефтепродукты составляет 70,7%, а на темные – 38,1%.

Считалось, что высокие пошлины на экспорт нефти и относительно низкие на экспорт нефтепродуктов заставят компании инвестировать деньги в модернизацию и строительство НПЗ: дескать, будет выгодно производить хорошие нефтепродукты и продавать их за рубеж. Но этого не случилось.

Одна из причин неудачи в том, что правительство панически боится дефицита бензина внутри страны, точнее, его неконтролируемого удорожания из-за недостатка предложения. Из-за этого пошлины на светлые нефтепродукты слишком высоки, зато мазут чрезвычайно выгодно гнать за границу. А бензин дает хорошие заработки и на внутреннем рынке.

Получается, что у нефтяников на самом деле нет никаких стимулов для развития переработки. Все и так прекрасно.

После того как пошлина на вывоз нефти уменьшится, а на вывоз нефтепродуктов повысится, таких стимулов будет еще меньше. Зачем тратиться на переработку, если от экспорта сырой нефти можно получить такой же доход? Даже модернизация действующих НПЗ удовольствие не из дешевых, не говоря уже о строительстве новых. По оценкам Минэнерго, она обойдется собственникам заводов более чем в $30 млрд, которые должны быть освоены в течение ближайших пяти лет. Эта сумма чуть ли не на порядок превышает объем инвестиций в нефтепереработку за предыдущее пятилетие.

Возможно, новая схема налогообложения и правда приведет к взрывному росту инвестиций в добычу. Но со стороны это больше похоже на победу нефтяного лобби, настроенного на быстрые прибыли, а не на модернизацию, требующую времени и денег. И не странно ли, что в то время, как нефть стремительно дорожает, а в бюджете немалый дефицит, правительство отказывается от солидных дополнительных доходов?

Очевидно, что в жалобах нефтяных компаний на отсутствие ресурсов есть большая доля лукавства. Дисбалансы в пошлинах на темные и светлые нефтепродукты? Но именно эта система – при всех ее недостатках – дала возможность нефтяникам заработать как на экспорте мазута, так и на дорогом бензине внутри страны.

Даже драконовская, по мнению нефтяников, налоговая система оставляет в их распоряжении миллиарды долларов: к примеру, чистая прибыль крупнейшей российской нефтяной компании – «Роснефти» – выросла в 2010 г. почти на 64% до $10,67 млрд. И даже в кризисном 2009 году ее чистая прибыль была $6,52 млрд.