С психологией чиновников в области потребления ничего не сделаешь?

Сможет ли ФАС ограничить аппетиты должностных лиц при госзакупках?

ФАС предлагает поправки в закон о госзакупках, которые бы ограничивали покупку товаров премиум-класса для чиновников. Речь идет, прежде всего, об автомобилях, электронных приборах, мебели. Экономить благодаря этим ограничениям планируется 400-600 млрд руб. в год и половину этой суммы тратить на развитие инноваций. Значит ли это, что психология чиновников изменится и они начнут сознательно ограничивать себя в потреблении роскоши?

Георгий Сатаров, президент фонда «Индем»:

Такой прямой запрет разумный. Непонятно, из каких соображений чиновники должны сидеть на золотых унитазах, нигде в мире это не практикуется. Контролировать такие вещи можно — закупки у нас открытые, в них указывается и цена, и требования к товару. Если товар премиум-класса, то это легко определить. Хотя у товаров премиум-класса широкий диапазон цен, так что возможностей для злоупотребления много. Но думаю, что нашим инновациям ничего не поможет.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:

Без публичной ответственности эти ограничения работать не будут. Это как ограничения с мигалками. Их вроде бы ограничивают, но все равно они появляются. Отношение чиновников к роскоши показывает неспособность системы быть политически конкурентной. Но это психология чиновников, и с ней ничего не сделаешь. Вот в Белом доме США часть мебели имеет историческую ценность, она еще с основания там стоит, а остальная — икеевская. Сегодняшнее время требует удобных технологий, а не роскоши XVIII-XIX вв.

Андрей Юревич​, заместитель директора Института психологии РАН:

Если говорить о психологии потребления, то в наше время на первый план выходит так называемое символическое потребление. Это виды потребления, которые не вызваны необходимостью, не рациональны, а обусловлены различными психологическими мотивами. Символическое потребление имеет место в том случае, когда мы покупаем товары, которые нам не нужны, но мы их покупаем из престижных и прочих соображений. Например, человек покупает дорогой автомобиль, чтобы показать, что он имеет высокий доход, что он добился успеха, что он не хуже других в своем социальном классе. Хотя, может быть, с точки зрения удобства и безопасности ему подошел бы автомобиль стоимостью ниже. Примерно такие же функции выполняет и мода. Существует и невротическое потребление, когда человек не может обойтись без самого процесса шопинга.

Символическое потребление вообще очень характерно для современной цивилизации, это символ нашего времени. Но принято считать, что в России оно более иррационально, чем на Западе. Сейчас в сфере потребления у нас наблюдается эффект «прорванной плотины», поэтому потребление носит более демонстративный и абсурдный характер, чем на Западе, где оно тоже далеко от рационального. А нас отсутствует и культура потребления. Показная роскошь — неизбежное следствие длительного периода бедности и дефицита. Типовой представитель западного общества не будет публично демонстрировать высокий уровень своего достатка, а для многих наших сограждан это очень характерно.

Обществоведы подчеркивают, что современное общество превращается в общество потребления, а соответствующие ценности вытесняют те ценности, которые стояли за успешным развитием западной цивилизации. Например, разрушается так называемая «протестантская этика», которая основана на прямо противоположных ценностях — умеренности, трудолюбии, воздержании от удовольствий. Сейчас, напротив, существует культ потребления и развлечений. Показательно, что наиболее вознаграждаемые те профессии, которые связаны с индустрией развлечений. Например, годовой гонорар звезд спорта и шоу-бизнеса во много раз превышает Нобелевскую премию.

Так что я не думаю, что поправки в закон о госзакупках изменят поведение чиновников. Если говорить о какой-либо психологической адаптации к новому ограничению, то, скорее всего, произойдет «адаптация по-российски». То есть чиновники не станут ограничивать свое потребление в соответствии с новым законом, а будут изыскивать способы его обойти. Что они делают и в отношении других невыгодных им законов.