При какой цене на Руси жить хорошо

Действительно, темп роста ВВП России, одного из крупнейших производителей и чистых экспортеров нефти в мире, при повышении цены барреля нефти с $75 до $100 может ускориться на 4,6% (при $120 за баррель – на 8,4%), подсчитали эксперты Института исследований быстроразвивающихся рынков «Сколково». Благодаря росту нефтяных цен России можно будет на время забыть о недавних мрачных прогнозах, согласно которым счет текущих операций платежного баланса обнулится или даже станет отрицательным. Темпы роста экспорта опять перекроют рост импорта, золотовалютные резервы ждет взрывной рост.

Цены на нефть снова бьют рекорды – на прошлой неделе баррель стоил почти $120. Поскольку нефть – наше все, принято считать, что для России повышение нефтяных цен открывает исключительно приятные перспективы.

Так ли это?

Значительная часть нефтяных доходов осядет в бюджете, существенно поправив дела: председатель правительства Владимир Путин на прошлой неделе заявил, что при среднегодовой цене нефти в $93 к концу года резервный фонд может удвоиться и достигнуть 1,45 трлн руб. Вообще-то бюджет на этот год сверстан исходя из цены $75 за баррель, но, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, бездефицитным он становится при $105. Дорогая нефть позволяет отложить программу госзаимствований и не беспокоиться о предвыборных социальных расходах.

Однако даже для бюджета дорогая нефть – не стопроцентная радость. Высокие нефтяные цены способствуют притоку валютной выручки и спекулятивного капитала в страну, что увеличивает давление на рубль. А укрепление рубля уменьшает приток денег в бюджет: по оценкам Минэкономразвития, каждые $1–2 роста цены нефти приносят бюджету дополнительные 75 млрд руб., но до определенного порога: при росте на $30 дополнительный доход сокращается почти вдвое из-за укрепления рубля.

Судя по всему, выиграет и фондовый рынок. Снижение доллара и рост стоимости сырьевых товаров почти всегда ретранслируется в рост развивающихся рынков. К примеру, за пять лет, предшествовавших кризису 2008 г., Dollar Index снизился на 25%, сырьевой индекс CRB Reuters за это время вырос на 70%, а рост развивающихся рынков превысил 300%.

Но возрастает риск инфляции, которая и без того подстегивается ростом цен на продовольствие. Российский ЦБ уже предпринял массированный удар по денежному предложению: повышены все ключевые ставки, включая ставку рефинансирования, которая с 2008 г. только снижалась; со вторника повышаются нормы резервирования.

Крепкий рубль вряд ли порадует экспортеров, зато он увеличит стоимость национальных активов и инвестиции в отраслях, работающих на внутренний рынок. Укрепление рубля делает импортные комплектующие и импортное оборудование дешевле. Значит, компании, которые успешно работают на российском рынке и активно кооперируются с иностранными партнерами, получат преимущества.

Правда, параллельно с этим укрепление рубля, особенно по отношению к доллару, ослабляет конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке. Все чаще главным конкурентом для российских компаний становятся китайские товары, и поскольку курс китайского юаня привязан к курсу доллара, то в рублевом выражении китайские товары становятся дешевле.

Но главная опасность высоких цен на нефть – отказ от планов развития и переход к застойному сценарию. Это понимают и власти. Слишком высокие цены на нефть станут препятствием для модернизационного развития России, заявил президент Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»): «Если говорить прямо, то $140 за баррель – это для России катастрофа, это уничтожение всех стимулов к развитию».

Высокие цены на нефть будут способствовать тому, что многие реформы окажутся уничтожены в зародыше, перестройка экономики будет отложена, построение политической и экономической системы, ориентированной на рост, будет перенесено на более поздний срок и в конце концов это приведет к неизбежному застою, который будет поддерживаться страхом неистребимой коррупции, предупреждают экономисты Андерс Ослунд, Сергей Гуриев и Эндрю Качинс в книге «Россия после глобального экономического кризиса». По их мнению, Россия очень близка к тому, чтобы попасть в ловушку эпохи застоя, очень похожую на времена правления Брежнева.