"Потемкинские деревни" Рунета, или о симуляции борьбы с пиратством

Помню, в детстве меня очень впечатлила история с «потемкинскими деревнями». Она казалась признаком какой-то особой гибкости и изворотливости русского ума, которая вот-вот возьмет да и выведет всех нас на наш особый путь. Позже я узнала, что это вовсе и не история, а настоящий миф, что, впрочем, не помешало ему крепко пустить корни в нашей жизни. «Деревни» вылезали всякий раз, когда школу посещало начальство, когда в родительский НИИ наведывалась делегация иностранцев в обязательном сопровождении спецслужб. Ну и так далее. Сами все знаете. А не так давно знакомая рассказала, как в ее город приезжал Владимир Путин. Дорогу, по которой он ехал, ясное дело, накануне уложили новым асфальтом. Но - только по пути его следования. А дорога оказалась бульваром, чья вторая полоса так и осталась в трещинах и колдобинах.

На днях мы все стали очевидцами еще одной «потемкинской деревни». Ее соорудило российское государство, чтобы показать государству американскому, как надо бороться с пиратством. Минэкономразвития рапортовало в Торговую палату США о закрытии нескольких весьма известных сайтов. С удивлением обнаружила в списке известный всему рунету источник нелицензионной музыки - zaycev.net. По данным Comscore, он входит в топ-10 самых популярных ресурсов российского интернета. Проверила - «зайцы» по-прежнему на месте и прекрасно работают. Позже выяснилось, что на самом деле речь идет об изъятии российских серверов, но в отчете об этом ни слова - по версии Минэкономразвития, сервис закрыт.

В общем любят наши ведомства не договаривать. Другой пример - закрытие торрент-трекера torrents.ru. Об этом министерство тоже браво отчиталось, забыв, правда, упомянуть, что сразу после «закрытия» трекер мгновенно переехал в зону .org. Есть в отчете и файлообменник filehoster.ru, чьи сервера были арестованы прошлой весной. Он тоже работает, ведь за него вступился сам президент Медведев, как известно, большой любитель интернет-свобод и айфона.

Ну и наконец, из отчета Минэкономразвития наконец стало понятно, зачем милиция возбудила дело против неназванного пользователя социальной сети «В контакте». Похоже, что именно для этой отчетности. Ведь «В контакте», как известно, находится в черном списке всех лейблов, а небезызвестная Американская звукозаписывающая ассоциация (RIAA) внесла нашу соцсеть в рейтинг самых пиратских сайтов. Было бы странно, если бы против в рапорте не было бы ни одного «дела» по «В контакте», не правда ли?

Но самым убедительный аргумент в рапорте - обещание закрывать сомнительные сайты без суда и следствия. Теперь это можно сделать не только по письму прокурора. С вступлением в силу нового закона «О полиции», закрыть сайт сможет почти любой «господин полицейский». Как вы думаете, это новый виток «потемкинщины» или то единственное, чего в мешке не утаишь? И идет ли речь о «действительно пиратских» сайтах или тех, которые нужно закрыть по политическим и экономическим причинам? И как отличить пиратский сайт от не пиратского, если большинство крупных интернет-компаний, даже торгующихся на бирже, держат на свои серверах горы «пользовательского» (читай, пиратского, контента)? Отличать их по количеству этого контента или по «правильным» или «неправильным» владельцам? Напрашивается неутешительный вывод. Особенно, если вспомнить, что те же zaycev.net, по слухам, якобы «крышуются» вполне себе конкретными высокопоставленными персонами, тоже любящими браво рапортовать о борьбе с пиратством.