Стандарт среднего образования - чиновники не ожидали реакции общества

На той неделе, как специальный корреспондент журнала «Школа управления», я была на заседании Общественного совета Министерства образования. Говорили все о том же. О стандарте образования для средней школы. Мне трудно судить, всегда ли заседания этого совета проходят так интересно, но на этот раз временами дух захватывало. 

 Прежде всего, на заседание не были приглашены разработчики стандарта. Это А.Кондаков (генеральный директор издательства «Просвещение») и В.Дронов (главный редактор издательства). В чем причина не знаю, могу только предполагать. Возможно, это банальная чиновничья тактика, вывести из под удара главные «творческие силы» разработчиков стандарта. Но может быть, сработал здравый смысл. Возможно, нельзя им в публичное пространство после того, что они уже успели сказать. Сказали они много такого, от чего у министра и его замов, предполагаю, не только волосы, но и мозги встали дыбом. Что именно сказали, можно почитать, например, здесь: Про воспитание глазами разработчика-1, или послушать и прочитать тут: Про воспитание глазами разработчика-2

Было заметно, что в министерстве не ожидали такой реакции на этот стандарт. Не то что бы там были испуганы, нет, но неожиданностью была реакция не столько профессионального сообщества, этого можно было ожидать, сколько реакция широкой общественности. Там не ожидали ТАКОЙ реакции общества, потому что на предыдущие стандарты (начальной и старшей школы) общество никак не откликнулось, и дискуссия вокруг этих стандартов велась среди профессионалов. Видно, что пока в министерстве не знают, как реагировать на общественное недовольство, но решение ищут. 

Я думаю, что в министерстве надеются, в первую очередь, на то, что давление общества спадет. Чиновники рассчитывают, что можно будет заговорить зубы и профессионалам, и родителям. 

Что касается выступлений. Первым выступил Сергей Волков, учитель литературы 57-ой московской школы. Мне очень понравилось, как он говорил, строго, по делу и без лирики. Разочаровал Виктор Васильев, президент Московского математического общества. Я была удивлена тем, насколько сумбурна была его речь, как она отличалась от того, как и что говорил Волков. Виктор Васильев, также как и Сергей Волков, не приемлет стандарт, но выразить свои мысли четко и ясно почему-то не сумел. Может быть, очень волновался. 

Но особенно мне запомнились выступления Ярослава Кузьминова, ректора ВШЭ, Александра Чубарьяна, директора Института всеобщей истории РАН, и Евгении Абелюк, учителя литературы московского лицея 1525. 

Академик Чубарьян в приличных выражениях, но твердо высказался против «России в мире». Дал понять, весьма недвусмысленно, что предлагаемая авторами стандарта информация по этому предмету не заслуживает внимания. По мнению Александра Огановича, есть другие подходы, более современные. И что ради непонятного предмета со столь же невнятными программными требованиями, уничтожать традиции преподавания истории (он подразумевал преподавание всеобщей истории) не позволительно никому. 

Ярослав Кузьминов напомнил о том месте в background’e, которое имели в советском образовании литература и математика. И что именно благодаря этим двум предметам в идеологизированном обществе, каким был Советский Союз, удалось удержать образование в приличных рамках. Я бы посмела напомнить, что этот самый background у литературы и математики имеет куда более давнюю историю. 

То, как выступили на этом совете оба учителя литературы достойно отдельного текста, потому что их выступления по сути дела главный аргумент в защиту не только литературы, но и вообще гуманитарного знания. 

Евгения Абелюк напомнила, что дебаты вокруг стандарта во многом начались случайно. Мне лично так не кажется, но то, что она обратила на это внимание очень важно. Расслабляться нельзя, так я думаю. Ни в коем случае. 

Речь министра. Не хотел он говорить. Ох, не хотел. Пришлось. Старался оградить разработчиков и вообще всячески успокаивал. Но судя по реакции собравшихся они успокаиваться не хотят. 

Словом, интересное было зрелище. Посмотрим, что будет дальше.