Не надейтесь, что автократическая нефть будет литься без помех

События в Ливии вскрыли глубинные проблемы мирового нефтяного рынка.

Ник Батлер, председатель King’s Policy Institute (в структуре лондонского King’s College)

В понедельник выросли цены на нефть, так как беспорядки в Омане усугубили беспокойство по поводу кризиса в Ливии. На первый взгляд обычная история. Политические режимы в основных нефтедобывающих странах рушатся, нарушая производственный цикл. Спекулянты толкают цены вверх до тех пор, пока не вмешивается Саудовская Аравия, обещающая покрыть образовавшийся дефицит поставок, и статус-кво восстанавливается. Но эта кажущаяся простота, однако, обманчива.

Нынешний скачок цен — просто всплеск, краткосрочная реакция рынка, в то время как несколько более серьезных глубинных тенденций делают мировой рынок нефти более уязвимым и представляют серьезную угрозу хрупкому процессу восстановления мировой экономики. В частности, за драматическими событиями на улицах Ливии кроется тот факт, что мир в большой степени зависит от поставок нефти из государств, которые являются авторитарными, если не хуже.

Основные контуры нефтяного рынка общеизвестны. Растущий спрос, которому в первую очередь способствуют быстро развивающиеся экономики восточной Азии, совпал со спадом нефтедобычи в Северном море и на Аляске, где месторождения в значительной степени выработаны. В результате объемы продаж нефти постоянно растут, а потребности США, Европы, Японии, Китая, а теперь еще и Индии зависят от импорта. Двадцать лет назад две трети мировой нефти потреблялось в тех же странах, в которых она была добыта. В настоящее время половина - более 40 млн баррелей в сутки — идет на экспорт.

Менее заметен тот факт, что новые поставки приходятся на сокращающееся число стран, немногие из которых являются стабильными демократиями. Саудовская Аравия, страны Персидского залива и Россия возглавляют недлинный список стран, которые в состоянии сохранять или увеличивать масштабы экспорта. В список входят также Венесуэла, Нигерия, Ангола, Канада, Бразилия и некоторые из государств Средней Азии. Иран и Ирак также обладают потенциалом для увеличения экспорта — в случае благоприятно складывающихся обстоятельств. Из всего списка только Канада и Бразилия — стабильные демократии. Большинство стран в списке обладают характеристиками латентной нестабильности, в том числе большой численностью населения в возрасте до 25 лет, высоким уровнем безработицы и высоким уровнем имущественного неравенства.

На протяжении многих лет на Западе воспринималось как данность, что авторитарные, основанные на семейственности режимы - надежные партнеры. Такое доверие к авторитаризму заманчиво, но и опасно. Двусмысленность подобной морали наглядно проявилась в Ливии. Но есть и существенный экономический риск в том, чтобы полагаться на поставки из потенциально нестабильных стран. При высокой концентрации поставок (а обороты торговли растут) любые сбои будут способствовать страхам и спекуляциям, влекущим за собой такие экономические последствия, как нестабильность цен и инфляция.

Эти реалии должны стать отправной точкой для нового направления в политике. Решение, которое следует принять немедленно, — необходимо найти дополнительные резервные источники поставок. Нынешнего роста цен можно было избежать. Проблемы в Ливии не привели к дефициту, рост цен за последние две недели основывался лишь на опасениях того, что может произойти. Но эти опасения являются обоснованными, а попытки сдержать спекуляции не увенчаются успехом, пока не решены главные проблемы.

Спекулянты кормятся на отсутствии подушек безопасности, способных смягчить удар при сбое в поставках. Чтобы избежать подобных ценовых колебаний, необходимы большие резервы. Их следует создать на всех уровнях цепочки поставок энергии - от пользователей до электростанций и правительственных стратегических запасов. Каждый крупный пользователь должен обладать запасами, на которых можно при необходимости продержаться несколько недель. Рыночных оптовых поставщиков следует предупредить о том, что они должны иметь резервы. В случае роста цен уровень резервных запасов может быть снижен — и рынок получит дополнительные поставки.

Необходимо обеспечить большую диверсификацию поставок на фундаментальном уровне. Глобальная энергетическая безопасность заслуживает того, чтобы субсидировать возобновляемые источники энергии и новое поколение атомных электростанций. Безусловно, умнее субсидировать АЭС в Великобритании, а не диктатуры в Персидском заливе.

В течение следующих нескольких дней или недель ситуация в Ливии стабилизируется и цены на нефть пойдут на убыль. Худший вывод, который можно будет из этого сделать, - предположить, что после нескольких незначительных сбоев все опять хорошо. Проблемы и риски, стоящие перед мировым рынком нефти являются фундаментальными, а не временными. До тех пор, пока мы не признаем эти реалии и не будем реагировать на них соответствующим образом, нестабильность и рост цен будут привычными, а мировая экономика останется в проигрыше.

FT, 28.02.2011