Как лишить льгот естественные монополии

Минфин затеял инвентаризацию налоговых льгот. Казна «прощает» налогоплательщикам по 4,6% ВВП ежегодно и, если вернуть в бюджет хотя бы часть недоплаченных денег, проблема дефицита будет решена, рассуждает финансовое ведомство.

Первый мониторинг налоговых льгот показал, что реально ставить вопрос об их отмене можно далеко не всегда. Но можно отменить преференции на сумму около 700 млрд руб. в год, решили подчиненные Алексея Кудрина (подробности см. в статье «Льготы под нож», № 39 от 5.03.2011, стр. 03).

Кандидаты на упразднение – различные льготы по НДС. Например, для тех, кто занимается народными промыслами, оздоровительных организаций, строителей, использующих труд инвалидов, учреждений культуры, занимающихся звукозаписью, и т. д.

Но все это копейки в сравнении с тем, что могла бы получить казна, если бы правительство решилось лишить налоговых льгот инфраструктурные монополии. Они не платят налог на имущество еще с начала 1990-х: из-под него выведены железнодорожное полотно общего пользования, магистральные трубопроводы и электросети, а также связанные с ними объекты, например газораспределительные и железнодорожные станции или даже плотины, по которым проходят дороги. Стоимость этого имущества измеряется триллионами рублей.

Регионы, которым предназначены доходы от налога на имущество, много раз просили законодателей пересмотреть преференции инфраструктурных монополий, но тщетно.

Минфин прошлым летом вновь заговорил о том, что пора заканчивать налоговые каникулы для монополистов: ведомство предложило поэтапно приобщить их к общим условиям хозяйствования. С 2012 г. Минфин хотел бы брать с них налог на имущество по ставке 1,1% (вполовину меньше, чем у всех остальных), а с 2013 г. – по полной программе, в размере 2,2% от остаточной стоимости имущества. Если бы этот план осуществился, региональные бюджеты получили бы дополнительно 58,4 млрд руб. в следующем году и 116,7 млрд руб. в 2013 г.

Но не тут-то было: Кудрину противостоят объединенные силы «Газпрома» (магистральные газопроводы), «Транснефти» (нефте- и нефтепродуктопроводы), РЖД (железнодорожные пути), ФСК (сети высокого напряжения) и «Холдинга МРСК» (распределительные электросети).

Все эти компании контролируются государством.

И главный их аргумент – отмена льгот так сильно увеличит наши расходы, что мы придем в правительство просить о повышении тарифов. Но так ли сильно вырастет для них налоговая нагрузка на самом деле?

Центр развития рассчитал предполагаемые потери компаний на основе их годовых отчетов за 2009 г. В варианте со ставкой налога 1,1% получилось, что потери РЖД составили бы 28% от прибыли до налогообложения, для «Газпрома» – всего 2,9% прибыли, для «Транснефти» – 3,4%, для МРСК – 4,2%. А если бы монополисты платили налог на общих основаниях с остальными компаниями страны, РЖД пришлось бы раскошелиться на 56,6% прибыли, отдав региональным бюджетам дополнительные 28,5 млрд руб., «Газпрому» – на 5,8% прибыли (49,2 млрд руб.), «Транснефти» – на 6,7% (10,5 млрд руб.), а МРСК – на 8,4% (4,9 млрд руб.). Но одновременно они бы сократили платежи по налогу на прибыль – например, РЖД могли бы уменьшить отчисления на 5 млрд руб. Поэтому суммарная нагрузка вырастет меньше, предупреждает Центр развития.

Мы видим, что монополисты (кроме разве что РЖД) легко переживут изменения налогового режима. Например, «Транснефть» в 2005–2009 гг. потратила только на благотворительность 18,2 млрд руб. – сумму в 1,5 раза большую, чем предполагаемые расходы на налог.

Если правительство в ответ на жалобы компаний не станет повышать их тарифы, у них появится шанс немного повысить свою эффективность. Но если устоять перед ходоками из «Газпрома» или «Транснефти» все же не удастся, новые налоговые расходы будут переложены на потребителей, а инфляция получит дополнительный стимул.