Полицейских будет еще больше, чем милиционеров

Президент Медведев затеял опасную игру, продвигая непродуманную реформу милиции с сомнительными целями.

Закон «О полиции» еще не вступил в силу, а уже 73% россиян, согласно недавнему опросу «Левада-центра», относятся к нему негативно (60% полагают, что он «ничего не изменит, все сведется к декоративным переименованиям и перестановкам», а 13% – что «приведет к расширению произвола правоохранительных органов»).

С таким антирейтингом милицейской реформы уже на старте стоило бы подумать о том, начинать ли ее вообще. Тем более что главное пропагандируемое «достижение» реформы – сокращение численности МВД – оборачивается невиданным надувательством: указ президента от 1 марта № 252, предполагающий сокращение общей предельной штатной численности органов внутренних дел с 1 января 2012 г. до 1,1 млн человек против нынешних 1,28 млн, одновременно отменяет указ № 1246 от 31.10.2005, которым эта численность была установлена на уровне... 821 000 человек.

Таким образом, пафосное медведевское сокращение численности МВД приведет ее к уровню, превышающему уровень пятилетней давности на 35%. При сохранении системы, демонстрирующей фантастические способности к неконтролируемому расширенному воспроизводству.

Зачем нам 800 полицейских на 100 000 человек населения против 350–500 в развитых странах с низкой преступностью? Реальная преступность в России много выше даже официальных показателей, ставящих нас в один ряд со странами Африки и Латинской Америки. В конце 2010 г. вышло в свет исследование НИИ Академии Генпрокуратуры «Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности», откровенно ставящее под сомнение официальные данные о правонарушениях. Как может в стране быть меньше 20 000 убийств в год, если только количество заявлений в милицию об убийствах за год превышает 45 000, а количество найденных неопознанных трупов – почти 77 000?

Медведевская реформа никак не борется с главными болезнями российского МВД – очковтирательством, «палочной системой», круговой порукой, неподотчетностью населению обслуживаемых территорий. Наоборот, закон «О полиции» предполагает дальнейшее усиление централизации управления правоохранительными органами – т. е. еще большую неподконтрольность полиции.

Идеи о правильных направлениях реформы МВД я уже высказывал на страницах «Ведомостей» («Реформа порядка», 26.05.2010). Усиление районного звена, децентрализация управления, формирование механизмов ответственности перед населением, отказ от насквозь фальсифицируемой «раскрываемости» в пользу независимой системы регистрации заявлений о правонарушениях и мониторинга уровня преступности на территории (число преступлений на количество жителей).

Ну а медведевские «игры в полицию» в отсутствие реальных реформ и при высоком недоверии населения в предвыборный год – это игры с огнем.