Интересы безопасности важнее, чем коммерческие и дипломатические

За сохранение лица японцы готовы заплатить любую цену. Но когда речь идет об аварии на атомной электростанции, цена недомолвок может оказаться слишком высока. Мировое сообщество требует от японцев исчерпывающей и, главное, своевременной информации о состоянии дел на аварийной АЭС.

Пока что японские власти пытаются всеми силами успокоить своих граждан и остальной мир. Премьер-министр Японии Наото Кан всего несколько дней назад говорил, что слухи о распространении радиации с АЭС «Фукусима-1» беспочвенны, а уже к вчерашнему дню уровень радиации близ энергоблока достиг 10 миллизивертов в час (в 10 000 раз выше фонового) и весь персонал станции был эвакуирован.

Недоверие к заявлениям властей продиктовано не только тем, что чиновники традиционно предпочитают «не драматизировать обстановку». Благодаря интернету люди теперь могут получать информацию из разных, совершенно независимых источников – в том числе из социальных сетей. И когда полученные там сведения расходятся с официальной версией происходящего, люди склонны больше верить интернету.

Одновременно с сообщениями очевидцев аварии на «Фукусиме-1» и заявлениями независимых экспертов, самостоятельно оценивающих уровень радиационной опасности, в эти дни на сайте Wikileaks были опубликованы новые утечки секретной дипломатической переписки. Они показывают, что японское правительство скрывало данные о нештатных ситуациях на своих атомных объектах.

Как пишет газета The Daily Telegraph со ссылкой на Wikileaks, еще в декабре 2008 г. представитель Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) предупреждал, что меры безопасности на японских АЭС не отвечают современным стандартам. По его данным, за последние 35 лет система управления безопасностью пересматривалась лишь трижды. В 2007 г., когда землетрясение повредило самую мощную в мире АЭС – «Касивадзаки-Карива», принадлежащую, как и реакторы в Фукусиме, компании TEPCO, та занизила масштабы ущерба, следует из материалов Wikileaks. Тогда в результате землетрясения случилась утечка радиации, реактор был остановлен более чем на год до завершения расследования.

Японские власти в ответ на предупреждения МАГАТЭ пообещали повысить уровень безопасности на станциях – в том числе на комплексе в Фукусиме построили чрезвычайный центр противодействия на случай стихии. Однако, как оказалось, он рассчитан на землетрясения максимальной силой в 7 магнитуд, тогда как подземный толчок 11 марта, повредивший станцию, был с магнитудой 9. В Японии землетрясения несколько раз уже происходили в областях, где расположены АЭС. В 2004, 2005, 2007 и 2009 гг. затронутые землетрясением реакторы, к счастью, автоматически отключались.

В одной из рассекреченных депеш госдепартамента, опубликованной Wikileaks, говорится, что японское правительство выступало против судебного решения о закрытии одной АЭС на западе страны.

Суд тогда постановил, что авария на станции будет представлять большую опасность для населения из-за возможного выброса радиации. В телеграммах американских дипломатов также говорилось, что целый ряд новых японских предприятий по переработке ядерного топлива функционирует на грани риска. Как после этого верить японским чиновникам?

Критическая ситуация на «Фукусиме-1» и недомолвки японских властей вызывают неизбежные сравнения с аварией на Чернобыльской АЭС 1986 г., когда правительство СССР долго не информировало об аварии ни собственных граждан, ни остальной мир. Власти СССР лишь на следующий день после аварии начали эвакуацию населения города Припяти, находящегося рядом с АЭС. И только через двое суток после аварии, когда ядерное облако уже добралось до Северной Европы, СССР начал дозированно раскрывать информацию о катастрофе остальному миру. Чудовищный факт: спустя всего несколько дней после аварии на АЭС жители украинских и белорусских городов вышли на праздничные первомайские демонстрации, не имея никакого представления об опасности. А полный объем информации об аварии в Чернобыле был засекречен на долгие годы.

По чернобыльским меркам информационные претензии к японским чиновникам выглядят несерьезно. Японские власти не замалчивают реальных масштабов катастрофы, а сообщают их, скажем так, с некоторым опозданием. Желание властей удержать население от паники понятно. И в отличие от Чернобыля японское население своевременно эвакуируется из района аварии, а мир не остается в полном неведении.

Тем не менее японские события показывают: в эпоху глобальной информатизации осторожность властей усиливает не только недоверие к ним, но и повышает возможности для спекуляций.