Формула прикрытия

Госрегулирование цен на нефтепродукты становится реальностью. От разговоров о «справедливой» цене топлива ФАС перешла к делу – опубликовала проекты законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов». Отныне государство будет определять стоимость топлива по формуле, исходя из принципа, что поставки на внутренний и внешний рынки должны приносить одинаковый доход. Из цены «на одном из мировых рынков» вычтут расходы на транспортировку и экспортную пошлину и прибавят НДС и акцизы.

Само по себе словосочетание «формула рыночной цены» звучит как оксюморон – похоже на «горячий лед» или «правдивая ложь». Если уж вводить госрегулирование, то не надо прикрываться разговорами о том, что эта цена рыночная. Есть и другие вопросы. По какой причине доходность на российском рынке должна непременно соответствовать доходности «на одном из мировых рынков»? И, кстати, что это за рынки такие? Очевидно, что вода в пустыне Сахаре никогда не будет стоить столько же, сколько на берегу Байкала плюс расходы на транспортировку, пишет наш читатель на форуме. И он прав: мирового рынка нефтепродуктов не существует. Непонятно, почему цена бензина, скажем, в Италии должна определять его цену в Тюменской области?

Раньше самой большой неприятностью для нефтяников были периодические вызовы на ковер – руководство страны журило их за быстро дорожающее топливо и просило заморозить цены. Теперь нефтяники измотаны тяжбами с ФАС и продолжать отстаивать рыночную свободу для них рискованно. Ясно, почему они согласились, чтобы власти выработали формулу цены, которая бы не считалась преступлением.

Рынок нефтепродуктов в России и правда сильно монополизирован. Не исключено, что цены на бензин действительно завышены монополистами. Но отказ от рыночного ценообразования на нефтепродукты означает, что ФАС расписывается в своей полной беспомощности.