Религиозные дураки бывают особенно опасны

Американский пастор Терри Джонс добился-таки своего. Многотысячные акции протеста в городах Афганистана, нападение на миссию ООН, около 40 погибших, более 80 раненых – так отреагировали афганские мусульмане на торжественное сожжение Корана, устроенное 20 марта в маленькой евангелистской церкви городка Гейнсвилл во Флориде. Глава церкви Джонс стал известен в прошлом году – он обещал сжечь 200 экземпляров Корана в годовщину теракта 11 сентября, но тогда его удалось отговорить – во многом благодаря стараниям американских военных, справедливо ожидавших проблем в Афганистане. Но религиозное рвение пастора оказалось выше доводов логики.

Мусульмане, и не только мусульмане, в остальном мире, должно быть, покрутили пальцем у виска, что же касается реакции афганцев – ее настоящие причины все-таки война и восприятие американцев как интервентов, какие бы благие цели они ни преследовали. Тем не менее понятно, что убивать людей – не менее идиотский способ защиты веры, чем сжигать священную книгу оппонента. Религиозные ценности по определению меньше подвергаются рефлексии и скептицизму, поэтому религиозные дураки бывают особенно опасны. Безусловно, это может привлекать различных субъектов со стороны. Тех же афганцев кто-то организовывал или провоцировал на конфликт.

Попытки играть на рынке дураков, в частности религиозных или экстремистских, предпринимаются порой и российскими политтехнологами. Вряд ли они способны предугадать последствия.

Отождествлять ислам с терроризмом, наверное, выгодно главе крошечной протестантской церкви, но вдвойне неверно: террористы далеко не всегда мусульмане; сам ислам гораздо более неоднороден, чем христианство. Выводить терроризм из Библии можно с тем же успехом, что и из Корана – чем и занимались многие христианские фундаменталисты в Средние века.

Свобода интерпретации религиозных писаний так же важна, как и ответственность интерпретации. Египетские мусульмане, ставшие живым щитом вокруг церквей египетских христиан на Рождество, чтобы защитить от нападений, дают нам пример умной и ответственной интерпретации.