В ближайшие годы в России не будет выборов

Если бы у нас намечались какие-то выборы, магнитогорское выступление Дмитрия Медведева на прошлой неделе было бы хорошим стартом избирательной кампании.

В нем была четко обозначена тема, вокруг которой могли бы быть построены сотни выступлений в течение предвыборного года. Иными словами, была указана острая проблема и названы и общие меры, и конкретные шаги в правильном направлении. Более того, сразу же было объявлено, как эти конкретные шаги – например, замена министров на независимых директоров в советах директоров госкомпаний – будут воплощаться в жизнь.

Очевидный минус речи Медведева как предвыборного действия состоит в том, что она обращена к очень узкой группе людей. Снижение налоговой нагрузки на бизнес, защита фирм от излишнего вмешательства в их жизнь госорганов и общее повышение конкурентности рынков очень важно для «элиты» в широком смысле – не только для тех, кто активно участвует в политической жизни, но и для миллионов людей, занятых в малом и среднем бизнесе. Однако и эти миллионы – ничтожный процент от всего населения, а настоящая популярность и вместе с нею власть приходят лишь к тем, кто умеет обращаться к десяткам миллионов. А ведь неконкурентность рынков – госкорпорации, защищаемые от надзора и конкуренции законами и политическими «крышами», отдельные предприятия, защищенные тарифами и другими барьерами, – затрагивает именно десятки миллионов россиян через необоснованно высокие цены и, как результат, более низкое, чем могло бы быть, качество жизни.

Впрочем, выборов в России в ближайшие годы не намечается. Самая идея выборов – механизма, который обеспечивает а) правильные стимулы для тех, кто в данный момент находится у власти, и б) регулярную смену политического руководства страны – совершенно противоречит нынешнему архаичному устройству российской власти. Уже одна цифра – 11 лет, проведенные у власти нынешним лидером, – указывает на эту архаичность. В странах с современным устройством власти такое долгое пребывание на самом верху – не норма, а редкое исключение.

А с другой стороны, разворачивающаяся квазиизбирательная кампания – это намного лучше, чем ничего. Тем более если кандидаты соревнуются в том, кто пообещает более радикальные экономические преобразования. Подумать только – они могли бы соперничать в том, кто лучше защитит страну от «внешней угрозы» (пусть и совершенно вымышленной) или от «угрозы терроризма». Впрочем, Владимир Путин, по всей видимости, опасается затрагивать тему безопасности, поскольку, как ни странно это выглядит на первый взгляд, эта тема не приносит ему дополнительных очков – сказываются многочисленные теракты последних лет, создающие ощущение, что справиться с угрозой терроризма ему не удалось.

Так, может быть, несмотря на то что выборов нет, выбор все-таки есть? Как минимум, в магнитогорской речи Медведева была предложена альтернатива.