Как Собянин сделает дороги

Недавние московские инициативы в дорожной сфере: новая транспортная стратегия, реконструкция кольцевой автодороги и решение транспортных проблем «Москва-сити» обеспокоили общественность и блогосферу. Одних насторожила объявленная заммэра Маратом Хуснуллиным стоимость «раскупорки» «Сити» (100 млрд руб.). Других – перспектива новых пробок и работ ориентировочной стоимостью 15 млрд руб. на МКАД, обновление которой при Юрии Лужкове уже обошлось в астрономические суммы (цена 1 км составила около $100 млн). Наконец, третьи считают, что стоимость решения транспортных проблем (6,7 трлн руб. на период до 2020 г.) говорит о повышении статусной ренты новых управленцев мэрии даже по сравнению с временами прежнего градоначальника: Лужков обещал очистить Москву от пробок «всего» за 4 трлн руб.

Заявления сохранившего свой пост при Сергее Собянине главного городского архитектора Александра Кузьмина и Хуснуллина действительно вызывают немало вопросов. Однако это скорее следствие подозрительного отношения горожан к дорожной политике мэрии и неэффективным (судя по протяженности пробок) затратам на строительство. Если почитать программу и сверить цифры, то вопросов остается куда меньше. Реконструкция МКАД проводилась так, как будто Москва – не столица большой страны, а город-государство. Расширение съездов, создающих многокилометровые пробки, – назревшая необходимость. Если предположить, что дополнительные полосы построят на всем 109-километровом протяжении дороги, то 1 км обойдется примерно в 135 млн руб. (меньше $5 млн), что соответствует среднеевропейской цене.

Однако важнее, что центральные и региональные власти стремятся решить проблему дорог и пробок в комплексе, не пытаясь разделить отдельные виды транспорта и облегчить жизнь горожан за счет жителей Подмосковья и сопредельных областей. Почти четверть средств программы (1,65 трлн руб.) пойдет на развитие и совершенствование московской подземки – в частности, на строительство линий экспрессов, которые дотянутся не только до спальных районов за МКАД, но и в область (Мытищи и Ленинский район). Кроме того, появятся ветки, которые позволят перемещаться с одной окраины на другую, минуя центр.

Почти 1,2 трлн руб. должно пойти на реконструкцию пригородных железных дорог в Москве и области. Их потенциал сейчас недостаточно используется из-за устаревшего подвижного состава и больших перерывов в расписании. Особенно ярко это заметно во внутригородских перевозках: протяженность железных дорог в Москве (200 км) сопоставима с метро (300 км), но их доля в объеме перевозок составляет всего 2%. Есть надежда, что усовершенствование сети, организация более регулярного движения на комфортабельных электричках позволит жителям Подмосковья быстрее добираться до места работы и учебы в столице и других пригородах, минуя Москву или не пересаживаясь на метро и наземный транспорт.

Наконец, сквозное движение на некоторых направлениях внутри Москвы способно снизить нагрузку на подземный и уличный транспорт. Если вместе со скоростным трамваем (на его строительство планируется выделить 250 млрд руб.), который, как показывает опыт многих городов, способен стать дешевой альтернативой метро, в Москве и пригородах электрички станут заменять личный автотранспорт, то нагрузка на магистрали и улицы снизится.

На совершенствование автомобильных дорог планируется истратить около 3 трлн руб. – гигантская сумма. Более триллиона из этих средств планируется выделить на реконструкцию и строительство магистралей и местных дорог в Подмосковье. Можно надеяться, что выезды из Москвы и съезды с федеральных трасс перестанут быть «бутылочными горлышками», которые создают пробки и тормозят движение. Кроме того, расширение рокад, соединяющих главные магистрали на дальних подступах к Москве, и создание соответствующей инфраструктуры (заправок, станций техобслуживания) способны разгрузить дороги в ближних пригородах. На собственно московские дороги и улицы планируется выделить 2 трлн руб. – астрономическая сумма, но вдвое меньше, чем запрашивал Лужков.

Эксперты отмечают, что программа разумна и учитывает их замечания; ее авторы готовы использовать опыт мегаполисов развитых стран. В целом обоснованной выглядит и стоимость строительства. Теперь важно, чтобы работа по планированию и прокладке новых дорог под землей и на поверхности не подменялась штурмовщиной. Наконец, еще одна ключевая проблема – создание системы государственного и общественного контроля, который не позволит чиновникам и строителям закопать деньги в асфальт.