Как реформировать милицейские вузы

Extra Jus (за пределами права) – цикл статей о праве и правоприменении в России, совместный проект Европейского университета в Санкт-Петербурге и газеты «Ведомости»

Среди увольняемых в последнее время милицейских генералов значительная часть – руководители вузов, существующих в составе МВД. В числе прочего это связано с реформой институтов и университетов, работающих в составе правоохранительной системы.

Существующая система вузов МВД ориентирована на то, чтобы в идеале каждый сотрудник правоохранительных органов являлся выпускником профильного (ведомственного) вуза. Таким образом, возникают программы подготовки милицейских (вскорости, видимо, полицейских) психологов, бухгалтеров, экономистов и т. д. (встречаются и экзотические специализации типа историков и переводчиков). Текущая реформа вузовской системы предполагает значительное уменьшение количества вузов МВД и сокращение приема в оставшиеся. Однако пока что реформа идет механически – сокращаются филиалы, закрывается ряд вузов (калининградский и саратовский институты МВД, видимо, будут расформированы, когда доучат тех студентов, которые сейчас у них есть), сокращается набор на все специальности.

Этот шаг кажется крайне своевременным – уже давно говорится о том, что вузовская система правоохранительных органов раздута и производит куда больше выпускников, чем нужно, при этом выпускники всячески избегают службы в правоохранительных органах и стараются найти работу за пределами МВД. Однако выбранная модель реформирования оказывается слишком простой и не вполне верной. Правильным было бы ликвидировать в милицейских вузах все немилицейские специальности (т. е. все, кроме специальности «правоохранительная деятельность»). При этом масштабы сокращения оказались бы существенно большими.

Во-первых, такое сокращение позволило бы снять погоны с сотен и сотен психологов, бухгалтеров, историков и прочих сотрудников вузов, которые получают все полицейские льготы и надбавки за обычную преподавательскую деятельность, да еще и в непрофильной сфере. Во-вторых, это позволило бы решить проблему с качеством выпускников, поскольку, по отзывам руководителей следственных подразделений, качество подготовки юристов, заканчивающих ведомственные вузы, как правило, оказывается едва ли не самым низким в каждом конкретном регионе. Соответственно, сами руководители по мере возможности стараются принимать на работу юристов, закончивших классические университеты или другие немилицейские вузы. В-третьих, такие изменения позволят избежать ситуации, в которой подавляющее большинство будущих сотрудников полиции проходят суровую коррупционную школу еще в стенах вуза. В своем скандально известном исследовании тюменский социолог Игорь Грошев утверждал, что опыта коррупционных выплат преподавателям или курсовым офицерам в обследованном вузе МВД не имел лишь каждый десятый студент – впрочем, результаты исследования суд признал не соответствующими действительности и обязал их опровергнуть.

Понятно, что даже текущая реформа наталкивается на сопротивление в рядах сотрудников МВД. Вузы были и остаются очень удобным местом для того, чтобы спокойно дослужить свой срок, или получить очередное звание, или просто иметь дополнительный заработок, числясь преподавателем на полставки.

Если же говорить об идеальной модели реформы, то оптимальным является постепенное превращение институтов МВД в полицейские школы, в которых юристы, психологи, бухгалтеры и прочие необходимые полиции кадры проходили бы полугодовую или годовую дополнительную подготовку для службы в правоохранительных органах. Готовить же самим специалистов с нуля нет никакой необходимости – с этим, как и во всем мире, отлично справятся обычные гражданские вузы. Начатая реформа образовательных учреждений в правоохранительной сфере – очень важный элемент превращения милиции в полицию, позволяющий говорить о том, что планируется нечто большее, чем просто смена названия. Осталось только сделать эту реформу системной и осмысленной.