«Ника» и «Золотой орел» обменялись коллективными разумами

Российская академия кинематографических искусств «Ника» в этом году опять принципиально отличается от Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». Главных «Орлов» некоторое время назад раздали так: лучший фильм – «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, лучший режиссер – Алексей Учитель («Край»). А главных «Ник» вчера определили вовсе наоборот: лучший фильм – «Край», лучший режиссер – Алексей Попогребский.

Чрезвычайно тонки нюансы российских национальных кинематографических искусств и наук. Понятно, с одной стороны, что в стране в 2010 г. было произведено два достойных кинофильма, достойно распределившихся по двум достойным кинопремиям. А с другой стороны, налицо какая-то путаница. Ведь, кажется, «Край» как кино исключительно местного значения соответствует скорее державному михалковскому «Орлу», а «Как я провел этим летом», побывавший на Берлинском кинофестивале, – более либеральной «Нике». Но нет, все не так: можно подумать, будто академики из одной академии всем составом перешли в другую академию, а те, что из другой, напротив, сплоченным коллективом переместились в первую, и только Юлий Гусман и Никита Михалков со своих высоких мест ничего не заметили. Михалкову, положим, не до того, он в ЖЖ бесов гоняет. Но вот куда Гусман смотрел, пока происходила эта рокировка? Хотя, возможно, академики физически никуда не перемещались, а имел место обмен одного коллективного разума на другой.

Хотя, конечно, и в самом фильме «Край» творится такое, что можно легко потерять всякие представления о правом и левом, верхе и низе, заде и переде. Об этом по-своему впечатляющем продукте полураспада советской мифологии я уже рассказывал, поэтому повторяться не стану, просто поставлю ссылку - http://www.vedomosti.ru/blogs/zintsov/1107 (а про “Как я провел этим летом” Юрий Гладильщиков писал вот тут).

Характерны, кстати, сообщения в новостях: например, сайт Первого канала не без гордости напоминает, что “Край” номинировался на “Оскар”. Это, как сказал бы булгаковский Коровьев, типичный случай так называемого вранья. Российский оскаровский комитет, конечно, предлагал американским коллегам картину Учителя, но это вовсе не означает, что коллеги согласились: среди пятерки номинантов в категории “фильм на иностранном языке” “Край” не значился. Но как же можно в разговоре о национальной кинопремии обойтись без упоминания “Оскара”, как-то ведь несолидно выходит, как будто самодеятельность. Приходится выдавать желаемое за действительное.

Остальные лауреаты “Ники” тут. Список длинный, в нем нашлось место даже какой-то “Китайской бабушке”. А вот “Кочегару” Алексея Балабанова – не нашлось (как и в списке “Золотого орла”). Но ведь российские национальные кинопремии (2 шт.) не для того существуют, чтобы отмечать настоящее кино.