Декларации о доходах тандема: игра или сигнал для номенклатуры?

Реально работающих антикоррупционных норм в этом нет.
Пресс-служба президента РФ

Данные о доходах и имуществе президента Дмитрия Медведева, премьера Владимира Путина, сотрудников президентской администрации, членов правительства и их родных опубликованы сегодня в полдень. (Подробнее здесь: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1250951/lyudmila_putina_nachala_zarabatyvat#ixzz1JDJuwkvc) Есть ли смысл в этой публикации?

Георгий Сатаров, президент Фонда прикладных политических исследований «Индем» («Информатика для демократии»):

Смысла в публикации деклараций первых лиц государства - что о доходах (как сейчас произошло), что о расходах (как предлагает президент) - нет никакого, потому что такой элемент прозрачности власти и наложения санкций актуален, когда есть легитимные механизмы смены власти. Когда влиятельная оппозиция, реально претендующая на то, чтобы сменить действующую власть, может использовать недостоверную информацию в декларациях для того, чтобы перетаскивать себе голоса и побеждать действующую власть на выборах. Должна работать система политической конкуренции, институт репутации и т. д. и т. д., т. е. все, что отсутствует у нас. Когда этого нет — это игра. Раньше подобное явление называлось «пар выходит в гудок».

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:

Смысл в публикации деклараций первых лиц государства есть — таким образом они показывают пример другим чиновникам. Это чисто политический шаг. Всей правды на данном этапе с помощью таких деклараций, понятно, все равно не узнаешь, но до определенной степени уже сейчас можно выявлять какие-либо коррупционные действия чиновников.

Я это воспринимаю как некий посыл от руководства страны к номенклатуре — о том, что они декларируют свои доходы. Ведь бюрократия, будучи закрытым сообществом, пытается минимизировать открытость информации о себе. К тому же у нас долгое время работает правило: жена цезаря вне подозрения. Президент и премьер создают таким образом некий правовой пример.

Другое дело, что сейчас наказание за указание недостоверной информации в декларации о доходах административное, максимум увольнение. Поэтому необходимо изменить законодательство в этой области.

Елена Панфилова, директор московского отделения антикоррупционного центра Transparency International:

Публикация деклараций в данной ситуации имеет смысл только как демонстрация базовых идеологических намерений прозрачности нашей власти. Никакого серьезного общественного антикоррупционного контроля в результате публикации этих деклараций сейчас в России не может быть. Можно, конечно, сравнить декларации этого года с предыдущими, найти там какие-то “хвосты”, но общей картины мы все равно не увидим. Это просто фиксация статус-кво.

В мире существует три подхода к контролю за декларациями. Первый — когда проверку достоверности информации осуществляют общественные организации и СМИ. Если декларации публикуются достаточно подробно в течение многих лет, тогда можно увидеть какие-то резкие изменения в доходах и тенденции. Второй подход — внутренний контроль, когда сами властные структуры все проверяют, а общественность информируют по факту, если что-то не так. Третий подход — сочетание общественного и внутреннего контроля. У нас же получается ни два ни полтора. С одной стороны, все открыто публикуется, с другой - работающих механизмов общественного контроля нет: большинство людей не знают, когда обращаться с вопросами, которые у них возникают после прочтения деклараций.

В любом случае декларирование доходов в нынешнем виде лучше, чем ничего, но реально работающих антикоррупционных норм в этом нет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать