Второй срок Барака Обамы был бы выгоден для России

Едва перевалив за середину своего первого срока, Барак Обама принял решение баллотироваться на второй срок и объявил о начале новой избирательной кампании. В 2008 г. его победа воспринималась во всем мире с большим энтузиазмом как начало новой политической линии США в мире, вызвала высокие надежды и ожидания, зачастую нереалистичные и неоправданные. Конечно, невозможно ожидать от политика, что он откажется от борьбы за второй президентский срок, имея на него легитимное право. В отношении Обамы мнения расходятся. С одной стороны, в мире считается, что ему будет трудно переизбраться, имея в виду слишком большую разницу между ожиданиями, которые он вызвал своей победой, и реальностью. Особенно такие настроения усилились после тяжелой дискуссии о реформе медицинского страхования в США и начала военной операции в Ливии. С другой стороны, в самих США мало кто сегодня ставит под сомнение высокие шансы Обамы удержать Овальный офис до 2016 г., приводя в качестве аргументов не только отсутствие на сегодняшний день у республиканской партии кандидата, способного составить ему серьезную конкуренцию, но и список успехов и достижений Обамы в качестве президента.

Во внешней политике одним из основных достижений Барака Обамы его сторонники уверенно называют перезагрузку отношений с Россией. Можно с этим соглашаться или нет, но трудно отрицать, что российско-американские отношения сегодня заметно отличаются от того, чем они были пару лет назад. В отличие от своего предшественника Обаме не только удалось понять, что национальные интересы США и России гораздо чаще пересекаются, нежели противоречат друг другу, но поставить это понимание в основу своей политики. Ему удалось, например, сделать американскую политику в отношении Ирана гораздо более привлекательной для России. В результате Москва заметно изменила свои взгляды по этому вопросу. Позиция России в Совете Безопасности ООН по Ливии также является прямым результатом перезагрузки двусторонних отношений. Впервые в истории Россия (СССР) фактически поддержала использование иностранной военной силы во внутренних делах отдельного государства.

Во-вторых, философия российской политики Обамы заключается в том, что две страны обязаны в своих отношениях пойти дальше, нежели традиционные вопросы контроля над вооружениями и их сокращения. Хотя здесь за прошедший период было достигнуто немало, в том числе заключен и ратифицирован договор по сокращению стратегических наступательных вооружений, нельзя больше следовать повестке дня холодной войны. Отсюда – интерес Обамы к программе модернизации, которую предложил Дмитрий Медведев, поддержка США в вопросе вступления России в ВТО, двустороннее сотрудничество в ядерной сфере и т. д. Президент США дважды публично пообещал добиться в этом году отмены поправки Джексона – Вэника, и его администрация делает все, чтобы это обещание было выполнено, хотя после прошлогодних выборов в конгресс демократы значительно ослабили там свои позиции и Обаме будет крайне трудно выполнить это обещание. Но нет сомнений в том, что он сделает все, чтобы выполнить его.

В-третьих, перезагрузка отношений с США создала благоприятные условия для улучшения отношений России со странами Европы. В том числе с восточноевропейскими государствами, включая Польшу и страны Балтии. Это вполне устраивает Вашингтон. Позиция Обамы заключается в том, что отношения с Россией не перечеркивают для него важность защиты национальных интересов соседей России по постсоветскому пространству, однако их безопасность и стабильность региона в целом в значительной степени зависит от состояния их отношений с Россией. Поэтому, хотя между Москвой и Вашингтоном и остаются глубокие противоречия по ряду проблем евразийского региона, в том числе по Грузии, им удалось найти общий язык по многим другим потенциально конфликтным точкам – от Украины и Киргизстана до Афганистана.

Как известно, афганская военная операция является принципиальной для Обамы, в том числе с точки зрения его шансов на будущих президентских выборах. Без эффективного функционирования американской военной базы в Манасе, что возможно лишь при согласии на это Москвы, США было бы крайне сложно вести войну в Афганистане. Северный путь, невозможный без полноценной поддержки России, стал сегодня не только основным путем снабжения американских войск в Афганистане, но и одним из важнейших достижений перезагрузки, что будет, безусловно, использоваться как аргумент демократами в предвыборной борьбе 2012 г.

В-четвертых, администрация Обамы пытается, пусть далеко не всегда успешно, привнести в отношения с Россией стратегическое видение, т. е. политику, зависимую не от того, кто Россией руководит, а исходя из понимания, что нынешняя ситуация не вечна и Россия станет в будущем одним из самых важных игроков на мировой арене, с которым США лучше иметь партнерские отношения. Уже сегодня почти нет ни одного крупного международного вопроса в сфере безопасности или политики, где в разной степени не присутствовала бы Россия. В экономике дело обстоит по-другому, однако Белый дом исходит из того, что положение изменится и Россия займет достойное место на глобальном рынке.

Конечно, сегодня в значительной степени тональность разговоров о России в США зависит от внутреннего развития самой России. Она может радикально измениться в случае неблагоприятного развития внутриполитической ситуации в стране, например очередного передела собственности, появления нового дела типа ЮКОСа, большего отката от демократических принципов, массового нарушения прав человека, дальнейшего роста коррупции и т. д. Обаме будет тогда невозможно убедить конгресс поддержать его политику перезагрузки, да и для него лично успех российской политики тогда обернется трудностями на выборах. Победа Обамы на президентских выборах обернулась новыми возможностями для России, которых не было бы, если бы к власти тогда пришел республиканский кандидат. Российская политика Обамы будет предметом жесткой критики со стороны его политических оппонентов во время новой избирательной кампании. Кремлю и Белому дому есть смысл постараться сохранить политику перезагрузки еще на четыре года, чтобы сделать ее необратимой. Она выгодна обеим странам.