Приманка для экстремистов

Главный связист ФСБ публично признался, что чекистская спецслужба не всесильна.

Александр Андреечкин, начальник центра защиты информации и спецсвязи ФСБ, на заседании правительственной комиссии и в присутствии журналистов заявил, что его подчиненные не могут прослушивать разговоры в Skype и читать почту на gmail и hotmail. Сервисы-то иностранные, а их шифровальные криптографические средства, как выяснилось, не по зубам отечественным спецслужбам, отчего и создается угроза национальной безопасности.

После этого между администрацией президента и правительством развернулась нешуточная заочная дискуссия. Некто неназванный из президентского окружения заявил, что Андреечкин высказал личное мнение, которое не отражает политики государства: офицер, по мнению кремлевского анонима, превысил полномочия и сделал поспешные выводы. ФСБ тут же дезавуировала заявление Андреечкина, сообщив, что он лишь выразил озабоченность бесконтрольностью этих ресурсов. Но пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков возразил кремлевскому анониму: «Представители ФСБ не высказывают личного мнения. Естественно, это позиция ведомства, и она тщательно аргументирована».

Честно говоря, больше верится Пескову,– особенно учитывая, где служил его шеф.

Тогда зачем ФСБ понадобилось саморазоблачение? Может быть, все наоборот: только Skype, gmail и hotmail служба и может перлюстрировать, а заявление сделано, чтобы заманить туда экстремистов и бандитов? Социальные сети и сервисы для обмена сообщениями размножаются как грибы после дождя. Спецслужбам уследить за всеми действительно практически невозможно...

Но скорее ФСБ просто ленится: нарушение тайны переписки возможно лишь при угрозе национальной безопасности, установленной в каждом конкретном случае. Имея санкцию суда, можно получить доступ к любой информации, но для этого сначала нужно потрудиться. Гораздо легче что-то запретить.