Почему россияне не доверяют декларациям чиновников

Изучение деклараций о доходах и имуществе высших госчиновников и их близких родственников за последние годы – увлекательное и поучительное занятие. Если сравнить официальные доходы первых лиц российского государства (см. стр. 03) с доходами руководства других стран, отечественный правящий класс выглядит скромно. Несметных богатств, о которых так любят порассуждать в прессе, официально ни у кого, можно считать, нет.

Лишь у отдельных представителей власти и их родных – полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, министра культуры Александра Авдеева, жены помощника президента Сергея Приходько – обнаружилась зарубежная недвижимость, причем ее происхождение нетрудно объяснить прежней работой. А миллионные накопления в российских рублях и небольшой парк автомобильных раритетов, отражающий ностальгию по советской истории и автопрому («Победа» президента, «Волги» премьера, ЗИМ Сергея Шойгу, «членовозы» ЗиЛ Игоря Шувалова и Владимира Устинова, наконец, «Жигули»-копейка того же Шувалова), могут возмутить разве что самых яростных сторонников всеобщего равенства.

Дмитрий Медведев в переводе на европейскую валюту заработал за год 85 000 евро, Владимир Путин – 125 000. Для сравнения: французский президент Николя Саркози получал 300 000 евро в год (в 2007 г. он задекларировал доход в 2 млн евро), Барак Обама – около $400 000 (285 000 евро), канцлер Германии Ангела Меркель – 228 000 евро, британский премьер Дэвид Кэмерон, несмотря на пятипроцентное сокращение жалованья, зарабатывал 142 700 фунтов стерлингов (162 000 евро).

Можно только порадоваться, что Алексей Кудрин услышал экологов и приобрел электромобиль Thinkcity.

Сравнимыми с европейскими чиновниками доходами или превосходящими их могут похвастаться лишь бывшие бизнесмены Александр Хлопонин и Юрий Трутнев.

Но любопытная особенность у российских чиновников, вернее, у их семей – довольно четкое разделение их жен и мужей по роду занятий. Лишь единицы, как супруги помощника президента Сергея Приходько или вице-премьера Сергея Иванова, зарабатывают примерно одинаково с мужем (6,6 млн и 6,2 млн руб. – семья Приходько, 4,8 млн и 4,4 млн руб. – семья Ивановых). Большинство жен и мужей высших чиновников зарабатывают немного, занимаясь домашним хозяйством или общественной деятельностью.

Разительным контрастом на их фоне выглядят редкие успешные бизнес-леди, зарабатывающие в разы и даже на порядок больше своих статусных мужей. Вероятно, все они действительно талантливые предпринимательницы, сумевшие самостоятельно преодолеть административные барьеры. Но вот что любопытно: размер недвижимости и автомобильного парка богатых и относительно бедных властных семей отличаются не так разительно, как их доходы.

Например, семья первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова заработала в 2009–2010 гг. более 150 млн руб., помощник Дмитрия Медведева Александр Абрамов с супругой – около 8 млн. Зато площадь загородных домов у них сопоставима – 1535 и 1295 кв. м соответственно.

Инициатива премьера Путина, предложившего недавно декларировать не только доходы, но и расходы чиновников и их близких, выглядит правильным шагом. Но даже самая честная декларация вряд ли сможет отразить денежное выражение аппаратного веса того или иного высокопоставленного чиновника. Например, до отставки Юрия Лужкова эксперты журнала «Финанс» оценивали состояние супруги бывшего московского мэра Елены Батуриной в $2,2 млрд, сейчас – вдвое меньше.

Люди легко замечают несоответствие официальных доходов объему даже задекларированного имущества и образу жизни, вспоминая хотя бы визит высокопоставленных силовиков в Куршевель зимой 2009 г. Действительно, трудно поверить, что крупные чиновники ездят на «Волге» или «Калине». Многие считают приведенные в декларации цифры доходов и данные об отсутствии зарубежной недвижимости фикцией.

По данным «Левада-центра», 78% опрошенных россиян считают, что чиновники задекларировали небольшую или даже ничтожную часть своей собственности и активов. По данным ВЦИОМ, декларациям не доверяет 70% респондентов.

После не вызывающих доверия деклараций высших бюрократов трудно ожидать достоверных данных от их подчиненных. Но и государству будет непросто потребовать у предпринимателей и простых обывателей честных деклараций и даже ответов на имущественные вопросы переписи.