Есть ли шанс снизить инфляцию до 7% в этом году?

Из прогнозов Кудрина следует, что бюджет уязвим, считают эксперты.

Инфляция в 2011 г. не превысит 7%, бюджет России будет сбалансирован при цене на нефть в $115 за баррель, а в 2012 г. - $120 за баррель, рубль же будет стабильной валютой в ближайшие 2-3 года, сообщил сегодня министр финансов России Алексей Кудрин. Его прогнозы комментируют эксперты.

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики:

Алексей Кудрин понимает, что для российской экономики нужна макроэкономическая стабильность, и видит ее залог в том, что бюджетные расходы не будут расти. Цена на нефть $120-125 за баррель — неустойчивая и может рухнуть в любой момент. Если бюджет привыкнет к ней, то при цене $80 за баррель его ожидает катастрофа. Поэтому Кудрин хочет удержать правительство от дальнейшего наращивания трат. Предвыборный год предполагает гонку расходов, и мы ее уже видим — недели не проходит, чтобы премьер или президент не провели совещания, на котором не сообщили бы о новых расходах.

Хотя Кудрин в своих рассуждениях несколько завышает планку. На мой взгляд, нынешний бюджет, например, при тех расходах, которые утверждены законом, сбалансируется при цене $105-107 за баррель. Причина в том, что у нас инфляция выше, чем ожидалось, и значит, номинальный ВВП будет выше, т. е. будут выше номинальные доходные поступления в бюджет. Но Минфину надо как-то выстраивать линию защиты от повышения расходов бюджета, поэтому они и завышают планку.

Не вижу шансов, чтобы инфляция в этом году была ниже 7%, если только Росстат не займется играми разума. То, что делает Росстат с макростатистикой, у меня не вызывает никакого доверия. Боюсь, что вот сейчас Кудрин сказал, что инфляция будет 7%, потом премьер скажет, что нам нужно 7%, потом президент скажет, что нам нужно 7%, и в итоге Росстат послушает и нарисует 6,9%. По моим прогнозам, текущая инфляция идет на 8,5-9%.

Стабильность рубля зависит от цены на нефть и от движения капиталов. Поэтому Кудрин сам себе противоречит: с одной стороны, он говорит, что в течение двух лет цена на нефть упадет до $60 за баррель, с другой - что курс рубля будет стабильным. Эти две вещи не совместимы. Если цена на нефть упадет, рубль неизбежно ослабнет. Март - апрель — сезон, когда ЦБ интенсивно покупает валюту, потому что на рынке предложение превосходит спрос. Каждый год повторяется одна и та же история — ЦБ медленно наращивает свои резервы, а капитал из страны уходит. Если представить, что цена на нефть опустится до $100 за баррель, а интенсивность оттока капитала сохранится на нынешнем уровне, то рубль может упасть достаточно быстро.

Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank:

По моим прогнозам, цена на нефть, при которой бюджет будет сбалансированым, несколько ниже, но если в течение года будут приниматься поправки в бюджет, которые будут увеличивать расходы, то действительно балансирующая цена повысится. Общая динамика повышения расходов ожидаема, а рост расходов бюджета приводит к тому, что растет ненефтяной дефицит бюджета. При том стоит отметить, что часть доходов будет идти в резервный фонд на увеличение профицита, поэтому существенного повышения балансирующей цены ожидать не стоит.

Но из прогнозов Кудрина следует, что бюджет уязвим. Даже при цене на нефть выше чем $100 за баррель Россия может столкнуться с заметным дефицитом бюджета. А это риск, которому необходимо уделять внимание. Со следующего года у нас будут значительно расти инфраструктурные расходы — АТЭС, Универсиада, Сочи, чемпионат мира. Плюс социальные обязательства, которые на себя взял бюджет, очень высоки и сокращать их вряд ли будет легко. На фоне снижения цен на нефть это создает потенциально сложную ситуацию.

На мой взгляд, инфляция будет в интервале от 8 до 9%. Есть все возможности удержать рост цен в этом интервале. В принципе, если будут приняты какие-то дополнительные меры, мы окажемся ближе к 8%.

Думаю, что стабильность рубля в ближайщие 2-3 года вполне реальная перспектива, но здесь нужно учитывать динамику цен на нефть. Нынешний прогноз Кудрина исходит из надежд на сохранение высоких цен на нефть, которые высказывает правительство. Если цены на нефть снизятся, вряд ли можно будет говорить о стабильности рубля.

Владимир Пантюшин, главный экономист Barclays Capital:

Экономика восстанавливается, и ненефтяные доходы растут вместе с ней. В следующем году $120 за баррель будет достаточно, чтобы выйти на ноль в бюджете. В текущем - еще нет. Следует учитывать, что балансирующая цена растет из-за инфляции: это видно, если посмотреть на рост цен в мире или ценовой индекс товарных групп, можно даже узкую его составляющую - энергетических товаров.

В последние годы зависимость бюджета от нефтяных доходов значительно выросла, в том числе из-за кризиса. Экономика восстанавливается, но ее рост по-прежнему далек от своих пиковых значений. Экономика движется в сторону увеличения производства ненефтяных секторов, соответственно, повышается доходная часть бюджета, не связанная с нефтью и газом. Балансирующая цена за счет этого должна снижаться. Но противовесом этому служит постоянный рост расходов, в первую очередь социальных и на оборону, причем с этого года в самом широком смысле слова - жилье для военных, зарплаты, закупка дорогого современного оборудования.

Обычно Алексей Кудрин призывает к тому, что улучшения можно достигнуть, если не повышать траты, но во вчерашних комментариях вопрос бюджетных расходов не был затронут. В Вашингтонской речи я не увидел политического подтекста, Кудрин просто озвучил факты - ситуация сегодня достаточно рискованна, нулевой бюджет на уровне $115 за баррель в этом году и $120 за баррель в следующем ставит Россию в серьезную зависимость от мировой нефтяной конъюнктуры. Когда балансирующая цена была $40-70 за баррель, можно было спокойно повышать расходы бюджета, когда она выше $100, риск того, что через год она перестанет расти и упадет до $40-50, достаточно высок. Ведь нефть - один из самый волатильных товаров.

Что касается инфляции, Кудрин проговорил тот уровень, который заложен в бюджете. Думаю, что ниже 8% инфляция не опустится в этом году. Сложно будет добиться такого значительного снижения инфляции, тем более, когда высокие доходы от экспорта нефти заставляют ЦБ активно скупать нефтедоллары и печатать рубли. При уровне цен на нефть не ниже $100 за баррель, деньги будут приходить в страну, т.е. останется избыток предложения валюты. Как бы ни управлялся внутренний механизм, в реальном выражении рубль все равно будет укрепляться (либо посредством инфляции, либо через номинальное укрепление). Скорее всего, мы продолжим наблюдать первый сценарий: инфляция в 9,5% или даже в 8% по-прежнему будет выше уровня по корзине наших партнеров. При этом номинально рубль может быть чуть слабее или чуть сильнее. Но и в этом вопросе основной риск - падения цен на нефть - также негативно повлияет на рубль.