$55 млн — просто за талант

Интернет-магазин KupiVIP на прошлой неделе получил от группы фондов во главе с Russia Partners беспрецедентную для российского интернет-ритейла инвестицию – $55 млн. До сих пор даже крупные интернет-проекты не получали и половины. X5 Retail Group, например, заплатила за контрольные пакеты магазинов Bolero.ru и 003.ru – не последних игроков рынка – всего $1 млн, интернет-гипермаркет Wikimart получил от фондов два транша инвестиций на $12 млн. А инвесторы Ozon.ru за всю историю вложили в него около $25 млн.

Идея KupiVIP родилась у немецкого предпринимателя Оскара Хартманна в 2008 г., когда он, будучи консультантом Boston Consulting Group, изучал российский luxury-рынок и обнаружил, что тут совсем нет сервисов закрытых распродаж. Всего за полгода, получив первые инвестиции от бизнес-ангелов, он запустил сервис, который торговал товарами от Gucci, Ferre, Moschino, Etro, Vasheron и десятков других люксовых брендов с 50–70%-ной скидкой. Новаторства в стартапе Хартманна не было. KupiVIP скопировал бизнес-модель французского сервиса Vente-Privee и его последователей: американского Gilt, британского BrandAlley и немецкого Brands4friends. Ее суть – в создании закрытого клуба, членство в котором можно получить только с одобрения других участников (впрочем, я получила его через 20 минут после заполнения формы на сайте). Распродажи ежедневно распространяются на несколько брендов и длятся около 40 часов. Такая схема позволяет владельцам марок распродавать стоки, не конкурируя с основным каналом продаж – бутиками.

Вначале KupiVIP.ru собирал покупателей по сарафанному радио. Так в клуб пришли первые 10 000 членов. Сейчас, после массированной рекламной кампании в интернете, аудитория всех онлайн-площадок компании (KupiVIP.ru, KupiLUXE.ru, приложение Shopping Club в «Одноклассниках») составляет 7 млн, а доход компании, утверждают в KupiVIP, в 2010 г. вырос в семь раз до $100 млн.

Привлечь инвесторов оказалось не сложнее, чем клиентов. Но вложить $55 млн в компанию с таким оборотом – смело. Потратить их интернет-магазин намерен на разработку платформы для электронных продаж, на которой традиционные ритейлеры смогут выставлять свои товары. Как быстро смогут вернуться эти деньги – большой вопрос с учетом того, что похожие сервисы предлагают и Wikimart, и Ozon. Инвесторы не скрывают, что расчет здесь не главное. Управляющий директор Russia Partners Дрю Гафф, например, говорит, что просто поверил в предпринимательский талант Хартманна.