Страна отметила годовщину бойни

Что мы праздновали в эти выходные? 1 мая до переименования в праздник весны и труда, если кто забыл, назывался Днем международной солидарности трудящихся. Праздник со слезами на глазах и кровавыми подтеками на одежде. 1 мая 1886 г. Чикагская городская полиция открыла огонь по демонстрации местных рабочих. События с тех пор называют «чикагская бойня». Кто виновник этой бойни – чрезмерно ретивые служители правопорядка или анархисты, провоцировавшие полицейских выстрелами из револьверов и метанием бомб - вопрос открытый. Так или иначе, вчера исполнилось 120 лет первым отечественным выступлениям рабочих, или как их тогда называли – «маевки». 1 мая 1891 г. они прошли в Петербурге, Сормово и Перми. Устроителям маевок повезло, поскольку нередко Первомай совпадал с Пасхой, и «смутьяны» легко терялись на фоне многочисленных пикников.

С начала ХХ в. маевки стали более массовыми и иногда переходили в столкновения с полицией. Самая знаменитая – наверное, «обуховская оборона» 1 мая 1901 г. в Петербурге. Тогда рабочие одноименного завода, преследуемые полицией, заперлись на территории предприятия и забрасывали стражей порядка булыжниками. Главная, на мой взгляд, загадка 100-летней давности - почему рабочие не поспешили к складу готовой продукции? Ведь завод производил полевые и корабельные орудия.

Иногда участники маевок вынуждены были обороняться не только от сил правопорядка, но и от обывателей, недовольных скоплением неизвестных на привычных местах праздников. Видный большевик, будущий депутат дореволюционной Думы от Владимирской губернии Федор Самойлов вспоминал: «Приближался момент собрания, когда со стороны мельницы послышались крики о помощи. Собравшиеся большой толпой двинулись из леса к мельнице и увидели там следующее: несколько человек огородников, землекопы и плотники, ремонтировавшие мельницу, избивали двух или трех товарищей, шедших на собрание. Прибежавшие из леса кинулись на выручку избиваемых и произошла очень большая потасовка. Нападавшие обратились в бегство, не успевшим пришлось принять холодную ванну... Участники массовки вернулись в лес и уже снова собирались открыть собрание. Но в этот момент примчался отряд казаков и, ринувшись с гиком на собравшихся, пустил в ход нагайки. Участники собрания стали защищаться, кто чем мог: палками, поленьями, хворостом. Казаки позорно бежали. Но через короткое время они вернулись в гораздо большем количестве, атаковали со всех сторон собравшихся и всех, не успевших скрыться, сильно избили».

Первая легальная первомайская демонстрация произошла 1 мая 1917 г. Над громадными толпами в цивильных костюмах, спецовках и мундирах реяли плакаты «Война до победного конца!» и «Армия свободной России победит врага!». До развала армии и захвата власти большевиками оставалось еще полгода. После этого празднованию 1 мая был придан официальный статус, на трибунах присутствовали руководители государства, а демонстрацию стал дополнять военный парад. Часто праздничные манифестации превращались в театрализованные представления: в первые годы советской власти трудящиеся жгли чучела лидеров отечественной контрреволюции и руководителей зарубежных государств. Наконец, иногда 1 мая переросло в субботник. «Вот во дворе Чудова монастыря (взорван в 1930 г.) одичалые загаженные садики с яблонями и ягодными кустами. «Ильич, Ильич!», пронеслось в толпе, где снуют народные комиссары, члены ВЦИК зеленая партийная молодежь и старики.  Вот при переноске тяжелого бревна товарищ Томский (видный деятель партии, покончивший жизнь самоубийством в 1936 г..) неосторожно спустил с плеча ношу и повредил палец. Пришлось идти на перевязку, ранение на трудовом фронте, - рассказывала «Правда». В 30-е гг. на Красной площади для вождей даже разыграли показательный футбольный матч. Разумеется, о протестных лозунгах никто не думал: после жестокого подавления забастовок в Туле, Петербурге, Самаре и Екатеринославе с отправкой зачинщиков в ЧК и рядовых участников на фронт, желающих рисковать почти не находилось.

В послесталинские годы первомайская демонстрация превратилась в еще один ритуал лояльности, причем куда более приятный, чем ноябрьский. Положение изменилось в 1990-е гг. В 1990 г, Михаил Горбачев показал манифестантам, несшим альтернативные антикоммунистические лозунги, кулак. Спустя три года – 1 мая 1993 г. - во время столкновений демонстрантов, выступивших с антиельцинскими лозунгами, погиб сержант ОМОНа Владимир Толокнеев.

Наемным работникам в России есть, за что бороться, но в последние годы большинство демонстрантов выходит на улицы с привычными вегетарианскими лозунгами достойной зарплаты, уменьшения безработицы и снижения инфляции. Манифестации «За все хорошее против всего плохого» или с утратившими с годами остроту плакатами неудивительны. В  отличие от развитых стран, где профессиональные объединения играют существенную роль в политической и общественной жизни и являются важными агентами на рынке труда, отечественные профсоюзы оказались одним из реликтов советской эпохи, сервильным придатком государства. Ситуация, возможно, изменится, но изменится, когда миллионы россиян, вышедших из официальных структур, вступят в создающиеся новые активные профессиональные сообщества.