Как Лукашенко разрушил планы России и Украины

«К сожалению, вшивости хватает у нынешнего руководства Украины». Александр Лукашенко, президент Белоруссии

Президент Белоруссии не стал скрывать, почему не приехал 26 апреля на встречу с украинским и российским коллегами по случаю годовщины Чернобыля. Просто он обиделся на Виктора Януковича. За неделю до этого белорусского вождя не позвали в Киев: там ждали председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, а тот не пожелал оказаться в одном помещении с Лукашенко. Вождь расстроился, ведь его личность несопоставима по масштабу с еврочиновником: «Что касается таких козлов, как Баррозу, и прочих, кто он такой, Баррозу? Я знаю, был какой-то Баррозу в Португалии, выгнали его и устроили в Еврокомиссию».

По сравнению с тем, как батька приложил Баррозу, эпитет «вшивый» звучит не столь смачно. Но Киев все равно оскорбился, МИД назвал эти формулировки «беспрецедентно некорректными». А украинские политологи стали употреблять слово «дикарь».

Такой ссоры между Киевом и Минском не было даже при гораздо более прозападном президенте Викторе Ющенко. Искать тут геополитическую логику бесполезно. Украина развивается по своим законам, либеральные и консервативные президенты сменяют друг друга, но ее сближение с ЕС (а по мнению некоторых – возвращение в Европу) неостановимо. А личностная эволюция бессменного хозяина Белоруссии идет своим чередом. Когда-то он и с Россией лучше ладил, и с Украиной дружил, и даже в Европу ездил кататься на лыжах. Теперь его коммуникации с окружающим миром (за исключением Венесуэлы и Ирана) прерываются или резко осложняются. Причем именно тогда, когда Белоруссия особенно остро нуждается в помощи извне.

Совершенно некстати очередная выходка белорусского батьки и для Москвы, которая активно зазывает Украину в Таможенный союз. Владимир Путин подсчитал, что ее прямая выгода от этого составит $9 млрд. Янукович до сих пор сомневался и предпочитал говорить о частичном присоединении по формуле «3 + 1». Теперь, по всей вероятности, его сомнения усилятся еще больше. Ему вслед за Баррозу может разонравиться перспектива сидеть за одним столом со скандалистом. Имиджевая потеря – безусловная, а выгоды от Таможенного союза – из области гипотез. Тем более что совершенно не очевидны выгоды самих россиян от существующего уже год Таможенного союза, как и образованного 14 лет назад Союзного государства.