Любить Родину вахтовым методом

День Победы для наших лидеров стал поводом вспомнить про патриотизм. Президент Медведев признал, что патриотизма нам не хватает. А премьер Путин призвал создать Общероссийский народный фронт, который можно трактовать как призыв к объединению патриотов.

В России тема патриотизма весьма сложная. В 90-е патриотами называли сторонников реставрации социализма, а потом этот термин как-то девальвировался. Сегодня не вполне ясно, кого же считать патриотом. У каждого свои представления о Родине, зачастую довольно противоречивые. Но дело даже не в этом – люди сильно сомневаются в искренности патриотизма. Не верят ни в патриотизм правящей элиты, ни в патриотизм оппозиции. Правящую элиту подозревают в том, что она прикрывает патриотизмом свои коррупционные поползновения. Оппозицию считают либо агентами зарубежного влияния, либо людьми, желающими встроить себя в те же коррупционные схемы.

Это выливается в общее раздражение, которое трудно не уловить. Ненавидят всех по очереди: чиновников, милиционеров, сейчас вот взялись за врачей. В такой ситуации любой человек, публично говорящий о патриотизме, вызывает подозрение в фальши. В этом, наверное, общее отражение капиталистического цинизма, когда все оценивается в деньгах и за всем видятся деньги.

Поверить в искренность патриотизма мешает и еще одно обстоятельство: многие продолжают относиться к стране как к внутренней колонии, как к источнику получения любого вида капитала, который нужно при первой возможности переправить за рубеж. Раньше можно было увезти знания, поэтому в 90-е гг. из России уезжали люди образованные, которые были конкурентоспособны на западном рынке труда. Но с развалом системы образования этот капитал стал стремительно обесцениваться. Главным становится капитал финансовый. При этом и чиновники, и бизнесмены прекрасно понимают, что без денег в Европе им не выжить. В итоге мы видим переход к вахтовому методу: бизнес (или госдолжность) здесь – а жизнь там. Если служба не позволяет большего, «вахтовики» проводят за границей хотя бы выходные и праздники. Даже некоторые оппозиционеры имеют недвижимость за рубежом – благо традиция оппонирования властям из-за границы у нас тоже немаленькая.

В общем, патриотизм становится уделом тех, кто уехать из страны просто не может. У кого нет хотя бы московской квартиры, чтобы сдать ее и удариться в дауншифтинг. А значит, это не вполне осознанный выбор. Остается, видимо, надеяться, что ситуация будет ухудшаться и в местах бегства. Это неплохой сюжет для кинофильма: российский коррупционер купил дачу на Лазурном Берегу, где и проводит выходные со своим семейством. И вот дачу захватывают революционные ливийцы, которых не удается убедить в святости частной собственности. Впрочем, возможно, это будет слишком наивный кинофильм.