Беспартийные, но неравнодушные

Две громкие по названию инициативы Владимира Путина должны сработать в парламентской предвыборной кампании – и в президентской, если Путин решит стать кандидатом. Но самостоятельной ценности Общероссийский народный фронт и Агентство стратегических инициатив не имеют.

С помощью Общероссийского народного фронта, по мысли Путина, беспартийные, но неравнодушные граждане могли бы влиять на формирование политики государства – через возможности «Единой России» в Госдуме. Предполагается, что участники фронта попадут в предвыборные списки партии. В субботу уже был создан координационный совет фронта (см. стр. 02).

Агентство стратегических инициатив – структура по продвижению новых проектов, которая работала бы не только как модернизационная площадка, но и как социальный лифт для молодых талантов (см. стр. 03). Сейчас, по мнению Путина, молодое поколение сталкивается с тем, что места заняты.

Обе идеи для Путина связаны с понятием лифта: первая должна обеспечить лифт в политику, вторая – в экономику. И по этому поводу есть много аргументов против.

В России всего два политика, об этом говорят даже некоторые вице-премьеры. Партия «Единая Россия» и Госдума в целом к реальному формированию политики не допущены, они нужны для быстрого прохождения законодательных инициатив правительства и президента. Если что и могут предложить беспартийным активистам «Единая Россия» и Госдума, так это получение лоббистского ресурса в проектах, связанных с бюджетным финансированием, и относительные гарантии спокойного ведения бизнеса. Желающие найдутся. Идее Путина рукоплескали руководители «Женщин России», ФНПР, Союза ветеранов Афганистана, Ассоциации крестьянских хозяйств.

Фактическим отсутствием доступа к власти нынешние российские партии отличаются от компартии нынешнего Китая или бывшего СССР. Отсутствием опыта конкурентных выборов – от партий в развитых демократиях. Без этого даже обладающая мощным административным ресурсом «Единая Россия» не может быть машиной по производству кадров. И такая политическая система практически целиком обязана своим существованием Владимиру Путину.

С помощью представителей народа в партийном списке «Единая Россия» может сохранить конституционное большинство в новой Думе; в прогнозе ВЦИОМ месячной давности она конституционное большинство теряла. Рейтинги ее в последнее время падали, имидж страдал: по данным недавнего опроса «Левада-центра», 31% более или менее согласны с утверждением, что это «партия жуликов и воров». И вот, как и перед выборами 2007 г., Путин делится с партией своим рейтингом. Тогда он возглавил «Единую Россию», превратив парламентские выборы в квазиреферендум о доверии себе.

Тогда, кстати, был создан и аналог нынешнего фронта – движение «За Путина».

Оно исчезло из виду после выборов, а воспользоваться «лифтом» смог только его лидер Павел Астахов.

Нынешний фронт тоже ориентирован на поддержку Путина теми, кто в партию никогда не вступит. Судьба фронта после парламентских выборов зависит от того, какой результат покажет «Единая Россия», и от того, пойдет ли ее председатель на президентские выборы. То есть фронт может быть использован или один раз, или два.

Примерно та же схема и с Агентством стратегических инициатив. Его создание обновляет имидж Путина-модернизатора. Правда, при правительстве, которое само отвечает за развитие страны, есть еще комиссия по высоким технологиям и инновациям. При президенте есть комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. Обе созданы в 2008 г. Метод создания дополнительной бюрократической структуры, если старые плохо работают, очень популярен в России.

Нельзя не отметить, что этот метод означает не только умножение сущностей без необходимости; он означает также несменяемость элит у власти. Места заняты. Надстройка фронта над «Единой Россией» означает сохранение «Единой России». Надстройка агентства над правительством означает сохранение правительства. Произведенная в 2008 г. надстройка Медведева над Путиным означает сохранение Путина.