Неискренность помпезных чествований

Вчерашнее празднование Дня Победы было выдержано в традиционной стилистике. После парадов и торжественных речей первых лиц начались народные гулянья. Центральные площади и улицы городов, военные музеи и парки заполнились гражданами c георгиевскими ленточками, которые настойчиво искали и поздравляли ветеранов. Растроганные старики благодарили за непривычные в повседневной жизни знаки внимания.

9 мая и накануне телеканалы – опять-таки по традиции – были полны передачами и фильмами о войне. Можно было смотреть подряд или вразбивку серии легендарных «Семнадцати мгновений весны», советскую киноэпопею «Освобождение», знаменитый в 1970-е годы польский сериал «Четыре танкиста и собака» и многое, многое другое: за послевоенные годы создана масса творческой продукции весьма разнообразного качества.

Чествование ветеранов, походы в музеи и семейный просмотр кинофильмов о войне во время главного праздника страны можно назвать похвальным проявлением гражданского самосознания и интереса к собственной истории – если бы не традиционно чрезмерная экзальтация. Ежегодные однотипные ритуальные речи, эфир, переполненный военно-патриотической тематикой, уже надоевшее украшение автомобилей георгиевскими ленточками, надписями «Спасибо деду за победу!» или звездочками по образцу тех, которыми в войну отмечали боевые успехи летчиков и танкистов, увы, выглядят нарочитыми. Впечатление неискренности ежегодных славословий и грозных предупреждений фальсификаторам истории – обратная сторона повседневного невнимания (а иногда и неуважения) обывателей и бюрократов к собственному прошлому, памяти погибших и проблемам живых участников войны.

Что же, повесить георгиевскую ленточку и сказать правильные слова куда легче, чем регулярно помогать ветеранам, бескомпромиссно бороться с коттеджными поселками и мусорными полигонами на местах сражений или заниматься идентификацией останков павших и их захоронением. Последнее, заметим, могли бы делать участники ежегодных слетов прокремлевской молодежи на озере Селигер – там 70 лет назад повсюду шли бои, и можно было бы учиться патриотизму, возвращая истории имена таких же молодых людей.

Куда сложней, чем говорить патриотические речи и отдать – во исполнение президентского указа – положенную квартиру ветерану. Сайт Генпрокуратуры регулярно сообщает, что ветеранов и вдов погибших отказываются ставить в очередь на жилье, если они продали свои ветхие дома и переехали к детям.

Действия государства и поведение многих россиян напоминают человека, у которого глубокая и полная амнезия неожиданно, на считанные дни, сменяется вспышками памяти. Но просветление заканчивается, и больной снова надолго погружается в прежнее забытье.