Мне плевать на Михалкова

В минувшую субботу, 7 мая, в кинотеатре «Юбилейный» - единственном кинотеатре подмосковного городка Раменское — давали единственный за день сеанс «Цитадели» Михалкова. В зал на 400 мест забрело едва ли более двадцати человек. «Какие тебе еще 3D-очки», - недовольно прикрикнула на подростка миловидная контролерша. Казалось, ей было не по душе такое число зрителей — обычно в выходные тут полный зал народу, билеты бронируют загодя, бегут на свои места радостно, вприпрыжку, а тут — народ тянулся тихо, молча, как на похороны. Причина такого интереса к картине, думаю, была вовсе не в том, что День Победы многие предпочли провести за городом — первую часть военной эпопеи Михалкова «Утомленные солнцем - 2: Предстояние» в прошлом году показали в конце апреля, но в зале тогда было зрителей ненамного больше.

 

Год назад попался на «УС» Михалкова случайно — я далеко не поклонник современного российского кино, но помнил «Рабу любви» и другую «Родню» режиссера с детства, надеялся на очередной шедевр (впрочем, не безосновательно). В этом году хотелось посмотреть продолжение, ну и, отчасти, почувствовать себя «Своим среди чужих», ибо ни один из моих знакомых не собирался идти на премьеру, ссылаясь на то, что режиссер им лично глубоко не симпатичен.

 

Мне же, если честно, было глубоко наплевать на роль Михалкова как «всенародного козла отпущения». Ведь мне — пешеходу - не понять стонов в соцсетях и прессе по поводу его мигалки: да, в юности он красиво пел «Шагаю по Москве», да - теперь повзрослел и состарился, стал солидным членом многочисленных политсоветов и разъезжает в личном авто. Ну и пускай себе ездит. По моему скромному мнению, если отобрать вожделенное многими синее ведерко, пробки в Москве не рассосутся, да и число машин, летящих по встречке с сиреной, существенно не уменьшится.

 

Мне искренне неинтересны разборки режиссеров в их профсоюзах, тем паче что режиссеров в России сегодня сотни (если не тысячи), а хорошего отечественного кино в кинотеатрах практически нет.

 

Мне совсем не интересно, что думает автор «Пяти вечеров» о японской трагедии (равно как и измышления иных медийных лиц о том, за что человечеству ниспослан был Чернобыль и Вторая мировая).

 

Да, меня действительно потряс повторяющийся чуть ли не ежедневно в разных программах видеоролик, где автор «Утомленных солнцем» пинает ногой в лицо какого-то мужика. Но я действительно не знаю, как бы сам поступил, если бы меня какие-то жаждущие славы бездельники долгое время поносили на всех углах, а затем заявились ко мне на работу и при моих коллегах вылили бы мне на голову ушат с дерьмом. Причем дерьмом весьма не метафорическим — теплым и вонючим.

 

Единственное, чего я не понял, зачем оскароносному режиссеру, который имеет все мыслимые награды всех мыслимых мировых кинофорумов, понадобилось соваться на телевизионные дерьмошоу, чтобы разговаривать о своем новом фильме с различного калибра клоунами и потом еще и петь с ними под блатные три аккорда. Отчаянные попытки в этих цирковых шоу зазвать народ на премьеру своей трагедии (иначе жанр картины мне определить трудно) у меня кроме недоумения ничего не вызывали. Тем не менее я пошел — пошел, чтобы посмотреть настоящее большое кино на широком экране. И не пожалел.

 

Год травли, похоже, пошел Михалкову только на пользу: вторая часть оказалась более злой, едкой, ёмкой и какой-то очень личной — не пафосной. Пусть «Цитадель» - сказка (все герои и события вымышлены), но в них веришь гораздо больше, чем в романтические черно-белые советские кинотрагедии о войне (недаром ведь некоторые ветераны откзывались смотреть первые фильмы о войне, говоря: «Все было совсем не так»). У Михалкова веришь в алкоголиков-генералов и в заигравшихся, оторванных от реальной жизни политиков. Веришь в циничную жестокость «своих» и благородство «чужих», отказывающихся «участвовать в бойне». Веришь не в банальный хеппи-энд, но в возможность спасения. Помнится, Набоков говорил, что жизнь гораздо фантастичней реальности. Именно такая реальность показана в «Утомленных солнцем - 2»: повороты сюжета настолько неожиданны, что порой дух захватывает, как на «американских горках». При этом подкупает практически чеховская ирония и способность пристально всматриваться в каждого героя этой оптимистической трагедии. Жаль, что таких фильмов больше нет.