Политическая система как срез общества

Выступая в Костроме перед молодыми депутатами парламентских партий, Дмитрий Медведев не мог не учитывать педагогические моменты. Поэтому, описывая состояние российской политической системы, он вольно или невольно сглаживал острые углы, а местами подменял реальное положение вещей идеальным. В итоге получилось противоречивое (как часто бывает), но симптоматичное высказывание.

Президент заявил, что сегодняшний уровень политической системы в стране соответствует уровню развития общества – отчасти повторяя волшебную формулу «срез общества», ранее использовавшуюся, например, Сергеем Ивановым для объяснения дедовщины в армии, а Владимиром Путиным – для объяснения преступлений милиционеров. То есть если не нравится обществу политическая система – само общество в этом и виновато. Медведев прав в том негативном смысле, что обществу на политическую систему в среднем наплевать – поэтому она и принимает странные формы в зависимости от желаний властной элиты. Российская политическая система – одна из самых часто реформируемых, причем в конкретных политических целях. Почему британская конституционная монархия или выборное законодательство, будучи наследием средних веков, ничего не говорят об уровне развития общества?

А ведь мы еще пока в самом начале пути – считает Медведев. То есть реформы будут продолжены. Так же считает и премьер Путин, который в прошлом году сказал, что российскую экономику переходного периода обслуживает политическая система переходного периода. Он не сказал, что такая экономика характеризуется распределением ресурсной ренты, а такая политическая система стремится максимально продлить этот переходный период.

Совершенно правильные слова об опасности сверхконцентрации власти, возможно, были неким намеком Путину, только что объявившему о создании Общероссийского народного фронта. Но угроза такой сверхконцентрации создана как раз нынешней властью в рамках политической системы, «отражающей уровень развития общества». И с тем, что «наше Федеральное собрание, местные законодательные органы – это важнейшие элементы политической системы», как раз легко поспорить. От бед сверхконцентрации власти нас может спасти разве что плачевное состояние самой системы управления. Но остальные беды никуда не денутся.