Опоздание чиновников могло испортить жизнь абитуриентам

Едва успели утихнуть страсти вокруг прошлогодней сдачи единого госэкзамена, как Министерство образования и науки подготовило абитуриентам, их родителям и вузам новый неприятный сюрприз. В конце января нынешнего года министерство издало приказ № 86, который изменил перечень предметов на вступительных испытаниях, которые пройдут будущим летом. Документ поставил под угрозу планы десятков тысяч абитуриентов, поскольку ввел новые дисциплины или заменил их по многим специальностям.

В частности, будущие педагоги должны были бы сдавать кроме обществоведения и русского языка не математику и иностранный, а два профильных предмета. Прежний вариант оставлен только для желающих учить детей с девиантными особенностями поведения. Желающие получить высшее образование по специальности «туризм» – историю вместо иностранного языка (видимо, чтобы учиться патриотизму, а не космополитизму). Специальность «лингвистика» разделена на две – просто лингвистику (под которой теперь понимается умение переводить с одного языка на другой) и фундаментальную и прикладную, для занятий которой нужна математика – ее-то и предстоит им сдавать вместо истории.

Сами по себе поправки в программу приемных испытаний, по которым будущие абитуриенты обязаны представить в большинство вузов сертификаты о сдаче ЕГЭ, законны и обоснованны. Математика для лингвиста действительно важнее истории. Плохо другое – время издания и особенно обнародования поправок.

Минюст зарегистрировал изменения только 1 марта. Чиновники не обсуждали публично эти изменения с общественностью. Крайними могли оказаться (а может, еще и окажутся) абитуриенты, интенсивно изучавшие с начала учебного года один предмет, а теперь вынужденные переключаться на другой, и их родители, а также школьные учителя, которым предстоит спешно перекроить планы подготовки. В выигрыше окажутся разве что репетиторы по дефицитным предметам и не самые чистоплотные члены приемных комиссий в немногих вузах, где сохранились приемные экзамены.

Перспектива неожиданных испытаний для абитуриентов и их последствия (например, призыв в армию тех, кто не успел быстро освоить новый предмет) вызвали волну общественного негодования, которая дошла до президента.

Дмитрий Медведев на совещании по вопросам детского здравоохранения попенял министру Андрею Фурсенко на недоработки: «Вашим приказом на дыбы поставили всю страну <...> Аккуратнее надо. Это очень чувствительные вещи <...> Если какие-то решения принимаются, они должны быть продуманными, с тем чтобы потом не приходилось отгребать обратно».

Чиновники уже отгребли – объявили, что правомерными для будущего экзаменационного лета будут только те поправки, которые опубликованы до 1 февраля, или те, что касаются специальностей, не значившихся в прежнем перечне.

Неожиданные изменения в программу поступления в вузы не единственные. В феврале, за три месяца до проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) для девятиклассников, был изменен формат экзамена по информатике. Подобные поправки возможны в сентябре, самое позднее – в ноябре, говорят эксперты, в противном случае изменения просто вредны и дискредитируют действующий порядок оценки знаний и компетенций школьников.

Эпизод с поправками в программы вступительных испытаний, равно как и нашумевшая история с проектом Федерального государственного образовательного стандарта, показывает, как поспешные и непродуманные шаги бюрократии способны дискредитировать самые разумные реформы. Стресс лета 2009 г., вызванный подачей абитуриентами сертификатов ЕГЭ в неограниченное число вузов, резко изменил отношение к новому порядку экзаменов. В 2006 г. его поддерживали 44% опрошенных «Левада-центром», отвергали 32%, в 2009 г. ситуация зеркально изменилась: 28% против 43%. Сейчас ситуация ненамного улучшилась: за ЕГЭ – 34%, против – 42%. Что важно, в его пользу высказывается молодежь, поступившая в вузы по новым правилам. Среди юношей и девушек 18–24 лет сторонники ЕГЭ составляют 49,5%, противники – 39%. Но если Минобразования будет продолжать действовать по прежним лекалам, оно добьется, что единый госэкзамен и, если говорить шире, новации в образовании не будут вызывать ничего, кроме раздражения.