Неважно, кто будет следующим президентом

В 1996 г. я в первый раз пошел на выборы. Мне было тогда 19 лет. Пошел осознанно. Потому что президентские выборы 1996 г. определяли курс развития страны. Развилка «рыночная экономика или реванш командно-административной системы» казалась и была реальной.

С тех пор общество окрепло, повзрослело, и эта развилка пройдена. Даже так называемые силовики сегодня не ставят под сомнение важность базовых институтов рыночной экономики.

Общество атакует власть на темы коррупции, возмущается низким качеством государственных услуг, включая медицину и образование. Но никто не ставит под сомнение выбранный вектор развития страны.

В этом году многие ломают голову, кто же пойдет на выборы в 2012 г. Тема модная, ее не скроешь, даже дети это обсуждают. Но важно понимать, что имя следующего президента России не повлияет на курс развития страны. В 2012 г. не будет выбора новой парадигмы. Общество этот выбор уже сделало. И ломать голову лучше над реальной повесткой-2012, которая формируется сейчас для президента и правительства на следующие шесть лет.

Речь не идет о принципиально новых стратегиях. Если почитать стратегии разных стран, по сути они сводятся к одному – к 2020 (2030) г. страна Х будет великой и инновационной.

Главный тренд XXI в. – персонализация технологий, смысл которой заключается в том, чтобы передовые научные открытия и разработки перевести в плоскость благополучия конкретного человека, тем самым повысив качество человеческого ресурса страны. Самый очевидный пример этого – начавшееся благодаря прорыву в биотехнологиях изготовление индивидуальных лекарств на основании данных генома человека. Такой тренд выливается и в персонализацию экономической политики. Субъектом которой все больше становится не абстрактная страна, а гражданин или семья.

Повестка-2012 – это не текст стратегии, а матрица решений, задача которых – предложить конкретные результаты по стоимости и качеству услуг для семей в России.

Тем более что граждане имеют полное право такие вопросы задавать, являясь сегодня реальными налогоплательщиками. Поступления по налогу на доходы физических лиц за 2010 г. составили 1,8 трлн руб. Для сравнения: это в 2 раза больше, чем все расходы федерального бюджета в 2000 г. как в рублевом, так и в долларовом выражении.

При этом нельзя недооценивать и так называемую глобальную повестку. Люди должны осознавать и понимать глобальную цивилизационную роль, на которую претендует Россия в новом веке. И это не просто вопрос гордости за страну. Очевидно, что только страны с сильной экономикой, полноправно влияющие на международные процессы, могут не только обеспечить, но и защитить достойный уровень жизни граждан, а также интересы национального бизнеса.

Глобальный вопрос экономической повестки 2012–2018 гг. – какое место займет Россия в мире в этом веке, какие институты и продукты мы можем предложить миру.

Западная цивилизация откровенно обозначила свои амбиции. Это: лидерство на рынке финансов, интеллектуальной собственности и так называемых зеленых технологий.

Для нас же очевидной является возможность реального лидерства в обеспечении планеты энергией всех видов. Энергия – не отраслевой выбор, а такой же системный и институциональный, как и правила финансового мира. В этом смысле выбор не означает, что не надо заниматься, например, судостроением или авиастроением, где Россия также может занять лидирующие позиции.

Выработка модели по обеспечению человечества энергией в виде ресурсов, технологий и оборудования могла бы означать новый стержень в развитии отечественной экономики.

Теперь о повестке менее глобальной, но зато очень реальной и актуальной с точки зрения условий жизни в стране и функционирования экономики. Выделю шесть главных пунктов шести лет повестки 2012–2018 гг. Хотя очевидно, что ими повестка не исчерпывается.

1. Национальная безопасность. Безопасность на улицах и безопасность границ, как ни странно, важный фактор того же инвестклимата. Сюда добавляется и безопасность собственности и инвестиций. Необходимо предметно ответить на вопрос: как государство помогает человеку защитить свою семью и собственность от посягательств и сколько это стоит?

2. Модель школьного образования. Школьное образование закладывает основы формирования личности. Кроме того, экспертные исследования показывают, что инвестиции в знания детей именно школьного возраста приносят обществу наибольший результат с точки зрения развития экономики. Мы должны ответить на вопрос: сколько реально стоит семье образование ребенка и чем качество школьного образования в России отличается от других стран?

3. Модель здравоохранения. Модель политики здесь аналогична образованию. Какова реальная стоимость услуг поддержания здоровья для граждан страны и какие есть инструменты обеспечить гражданину качественное здравоохранение по приемлемой цене. Добавлю лишь, что от принятия решений в этой сфере во многом зависит долгосрочная сбалансированность бюджета. Так, в США именно последние решения в области здравоохранения вызвали наибольшую критику среди экономистов.

4. Пенсионная система. Какую пенсию будет получать человек и что он должен для этого сделать. Очевидно, что вектор политики должен быть направлен к стимулированию позднего выхода на пенсию. Для многих людей работа – смысл их существования, работодателей надо стимулировать удерживать людей старшего возраста.

5. Услуги ЖКХ и транспорта. Тарифы растут, но темп их роста снижался последние 10 лет, а доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах упала с 11% в 2005 г. до 10% в 2010 г. При этом население уже оплачивает 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа (в 2000 г. – 54%). Таким образом, людей скорее раздражает несправедливость такого роста: цена услуги растет, а качество нет. Модель политики в этом секторе – так называемый регуляторный контракт с обязательствами по обеспечению качества и надежности услуг в обмен (за определенную цену) на предоставление гражданам инструментов по снижению платежей за ЖКХ. Например, пилотные проекты концессий в ЖКХ показывают, что инвестиции в теплоснабжение, направленные на снижение потерь в сетях и установку индивидуальных тепловых узлов в домах, могут приводить не только к снижению темпов роста платежей за ЖКХ, но и к уменьшению платежа в реальном выражении.

6. Модель вовлечения населения в финансирование национальной экономики и разделение успеха с национальными компаниями. Это, пожалуй, самая важная вещь с точки зрения формирования позитивного отношения общества к предпринимательству. Как можно большее количество граждан должно становиться акционерами российских компаний. Успех бизнеса должен конвертироваться в успех российских семей. Важно определить инструменты такого вовлечения.

Надо признать, что в стране выросло новое поколение предпринимателей. У них не было шанса с дисконтом купить активы и генерировать сверхприбыли посредством неуплаты налогов. Их успех меньше зависит от хороших знакомств с чиновниками. И нам придется конкурировать не столько за иностранные инвестиции (которые отнюдь не панацея, если не сопровождаются трансфертом технологий и новым качеством рабочих мест), сколько за инвестиции наших граждан и таких предпринимателей.

Без этого не обеспечить устойчивость экономического развития и не ослабить лоббизм олигархических структур, который в итоге выливается в ограничение конкуренции и повышение стоимости жизни в стране. Сегодня 605 юридических лиц обеспечивают 45,5% налоговых поступлений с учетом экспортных пошлин. Если сгруппировать эти 605 по аффилированным группам компаний, число компаний, формирующих почти половину бюджета страны, окажется еще меньше.

Инвестиционный климат – это во многом не только количество и качество административных процедур и налоговая нагрузка. Это прежде всего последовательная и предсказуемая экономическая политика без шараханий. Понятная модель страны и стоимость и выгоды жизни в России. Именно это и нужно смоделировать в этом году для будущего президента и правительства.