Кресло руководителя МВФ вдруг стало суперпопулярным

Пять лет назад никому в голову не приходило всерьез волноваться, кого там изберут директором-распорядителем Международного валютного фонда. А теперь это чуть ли не главная мировая интрига. Что изменилось?

Традиционно фонд возглавляли европейцы, преимущественно французы: выходцы из этой страны стояли у руля МВФ в общей сложности 36 лет из 65, которые он существует. Но скандальная отставка Доминика Стросс-Кана спровоцировала настоящую битву за его опустевшее кресло. К недоумению французов, все остальные страны вдруг вспомнили, что должность директора МВФ вообще-то выборная и на нее без ограничений могут претендовать выходцы из полутора сотен государств, исправно выплачивающих членские взносы. Сейчас за это кресло заочно бьются кандидаты от разных групп стран (см. стр. 03). И почему место директора-распорядителя МВФ стало таким привлекательным?

В последние годы МВФ выполнял роль наблюдателя процессов, происходящих в мировой экономике, эксперта и кредитора для стран, нуждающихся в деньгах. В обмен на финансовую помощь страны должны выполнять программы фонда – обычно он требует жесткого сокращения госрасходов. Но развитые государства МВФ игнорировали, поскольку не очень нуждались в деньгах, а развивающиеся неохотно прислушивались к его советам. Фонд часто критиковали за невыполнимые рекомендации. А когда его крупнейшие заемщики стали активно расплачиваться с долгами, сложилось впечатление, что МВФ потихоньку уходит со сцены.

Но тут начался кризис 2007–2008 гг., который поднял влияние МВФ на невиданную высоту. Он стал располагать серьезными ресурсами (в общей сложности $1 трлн), а также получил новые обязанности. В кризис МВФ стал одним из немногих международных институтов, опережающих события, а не догоняющих их. «Двадцатка» назначила МВФ ответственным за своевременное предупреждение о макроэкономических и финансовых рисках и разработку рекомендаций по экономической политике. Таким образом, МВФ сегодня опять оказался в центре экономической вселенной. Вновь обретенная власть МВФ и есть причина повышенного интереса к должности его руководителя.