Высокое транспортное самосознание

Транспортный налог – как заноза. Не дает покоя ни властям, ни автомобилистам, ни налоговой службе. Он существует в нашей стране восьмой год, и все это время вокруг него продолжаются разнообразные конфликты.

Во вторник активисты движения «Свобода выбора» пожаловались премьеру Путину на несправедливость транспортного налога. Путин пообещал, что правительство подумает о его отмене, а взамен может повысить акцизы на топливо.

Идея эта не новая и в общем-то очень здравая. Подобная схема сегодня действует примерно в 100 странах мира. Ее суть в том, чтобы включить транспортный налог (или другие разновидности дорожных сборов) в цену бензина, что уподобляет его плате за электричество или мобильную связь: тот, кто больше ездит, больше покупает бензина и, соответственно, платит больше налога на содержание дорог.

Это гораздо справедливее, чем транспортный налог в нынешнем виде: автовладельцы платят его в зависимости от объема двигателя. Владелец дорогого и мощного автомобиля платит много, но может редко выезжать на дорогу, в то время как обладатель старой и маломощной машины, вносящий меньше средств в казну, может использовать дорожное покрытие в несколько раз интенсивнее.

Вдвойне эффективной замену транспортного налога топливным акцизом делает новая система финансирования дорожного хозяйства: теперь деньги для ремонта и строительства дорог целевым образом зачисляются в дорожные фонды. И по большому счету это разрешает давний конфликт между регионами и центром: губернаторы обычно выступали против отмены транспортного налога, потому что он поступал в их бюджеты. А теперь им должно быть все равно – дорожные деньги ведь напрямую достаются дорожным фондам.

Отмена дорожного налога порадует и налоговую службу, поскольку транспортный налог – один из самых сложных и дорогих с точки зрения администрирования. Топливные акцизы собирать гораздо проще и дешевле: список налогоплательщиков не такой длинный, все они наперечет.

Проблема, как обычно, в деталях: чтобы компенсировать отмену транспортного налога, акцизы на топливо придется повышать в 1,5–2 раза. И будь это не Россия, а какая-нибудь другая страна, производители попросту переложили бы эту нагрузку на покупателя бензина.

Однако на страже интересов российских автомобилистов стоит Федеральная антимонопольная служба, которая ляжет костьми, но не даст повысить цены на бензин.

Соответственно, пожертвовать маржей придется нефтяникам. Как они отреагируют на такой поворот событий, неизвестно. Могут, например, сократить объем поставок топлива, искусственно создав перебои, чтобы подтолкнуть власти к мысли о вреде госрегулирования цен на бензин. И тогда повышение цен может быть более существенным, чем если бы оно происходило естественным путем.

В России возможен и такой вариант: акцизы резко вырастут, а транспортный налог при этом останется. Или даже повысится. Это не страшилка, а вполне реальная история, которая произошла в нашей стране в начале 2011 г. Акцизы выросли вдвое, бензин подорожал, а транспортный налог вопреки обещаниям не только не отменили, но и оставили за регионами право повышать его в 5–10 раз.

И если правительство провернет этот трюк во второй раз, то протесты против транспортного налога в Калининграде, в которых приняли участие 10 000 человек, покажутся детскими играми: движения автомобилистов у нас самые массовые и организованные из неформальных объединений граждан.

Гражданское самосознание автолюбителей – то, что может помочь нашей стране не только создать справедливую систему налогообложения, но и в перспективе улучшить состояние дорог. Ясно, что с каждым годом автовладелец будет вкладывать в содержание дорог в разы больше, чем сейчас, – будь то повышение акцизов или транспортного налога. Если автолюбитель при этом осознает себя налогоплательщиком и захочет знать, сколько собрано в дорожный фонд в его регионе, то он, наверное, захочет выяснить и за что же, собственно, он платит.