Разуплотнение Москвы

Предложение Дмитрия Медведева расширить границы Москвы, создав «столичный федеральный округ», и перенести за эти границы значительную долю федеральных госучреждений вызвало большое оживление у его подчиненных.

Идею сразу подхватили все – от министра финансов Алексея Кудрина до мэра Москвы Сергея Собянина. Если суммировать их комментарии, получается, что за пределами МКАД надо строить целый город-спутник: туда переносить и федеральные ведомства, и структуры по управлению Москвой, и парламентский центр и там же возводить Международный финансовый центр. И хорошо бы все это располагалось поближе к одному из аэропортов и недалеко от Сколкова, где должен вырасти российский инновационный центр. Так что две недели, отведенные мэру Собянину и областному губернатору Громову на то, чтобы найти в Подмосковье подходящую землю, будут интригующими.

По размаху и расходам этот мегапроект будет сопоставим с Олимпиадой в Сочи. Кудрин пообещал, что бюджет не пострадает – конечно, при условии, если правительство сумеет грамотно распорядиться недвижимостью в центре Москвы, которая освободится после переезда чиновников за МКАД. Но есть сомнения, что проект такого уровня сможет обойтись без бюджетных вложений, во всяком случае на первом этапе. Продажа недвижимости – дело не быстрое, а прежде чем чиновники смогут перебраться за город, потребуются не только здания, но и новые дороги, энергосети и другая инфраструктура.

Столичному мэру, судя по его высказываниям, очень нравится идея расширить границы Москвы за счет областной территории. Плюсы и минусы административного объединения двух регионов мы анализировали в редакционной статье «Большая Москва» (№ 214 от 13.11.2010).

Впрочем, мегапроекты, время реализации которых выходит далеко за рамки президентского срока, и сама жизнь идут параллельными курсами. Москва и область уже де-факто являются единым экономическим пространством, и каждый из нас как-то решает проблемы города на своем индивидуальном уровне. А вынос госучреждений, которые действительно создают массу проблем людям, пока даже не обещание.