Новогреческая трагедия

Оказавшись не в состоянии достичь согласия относительно пакета кредитной поддержки Греции в 2012 г., министры финансов еврогруппы сосредоточились на насущном. От Греции потребовали незамедлительного принятия новых мер экономии, пригрозив лишением очередного, июльского транша помощи. Еще в конце прошлой недели еврокомиссар по экономике и финансам Олли Рен заверял, что перечисление этого транша – дело решенное.

Европейские лидеры совместно с ЕЦБ и МВФ на этой неделе должны были окончательно договориться о том, каким образом обеспечить 170 млрд евро платежей по греческому долгу в 2012–2014 гг. Приблизительная структура пакета составляет 45 млрд евро новых займов, 57 млрд неизрасходованных средств из пакета 2010 г., около 30 млрд евро от продажи греческих активов и 30 млрд евро пролонгации частными кредиторами.

И вот соглашение отложено. То, чего больше всего боялись рынки, начинает становиться реальностью. Напомним, что в случае отсутствия абсолютного и документально зафиксированного согласия на саммите Евросоюза 24–25 июня МВФ может приостановить выделение в июле 2011 г. своей части траншей пакета помощи 2010 г. Это повлечет за собой практически мгновенное выставление дефолтных рейтингов по наиболее чувствительным двухлетним греческим бумагам с предъявлением страховки к выплате по полной стоимости.

Еврогруппа ждет решения Афин. Ключевое событие произойдет 21 июня – парламент Греции будет выносить вотум доверия (или недоверия) премьер-министру Греции и лидеру Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) и Социнтерна Йоргосу Папандреу. По цифрам новый чрезвычайный пакет экономии Папандреу прост: получить до 2015 г. 50 млрд евро от продажи имущества и 28,3 млрд – за счет введения новых, с нетерпением ожидаемых греками налогов, ликвидации всех льгот по здравоохранению и лекарствам. Главный же элемент реформы социалиста Папандреу – это модификация, вернее, фактическая ликвидация существующей системы социального страхования и муниципального развития. Согласно этому плану с 2012 г. бюджеты местных органов власти Греции должны выйти в плюс и принести в казну 4,5 млрд евро, а система социального страхования – стать прибыльной на 30,4 млрд евро. Можно сказать, что полное торжество победившего социализма Греции в этом случае будет гарантировано.

История суверенного долга Греции разворачивается по всем канонам жанра древнегреческой же трагедии: глобальный масштаб, обман, схватка интересов и страстей основных персонажей. Каноническим финалом греческой трагедии является смерть героя. В нашем случае – дефолт незадачливого должника, очередная неудачная попытка построить за чужой счет социализм в одной отдельно взятой стране. Но на этот раз – капиталистической.

Дефолт Греции неизбежен. Можно спасти не умеющего плавать, но не того, кто уже утонул. Греция годами жила далеко не по средствам, невзирая на подъемы и кризисы. С 1988 г. дефицит бюджета устойчиво превышал 10% ВВП и лишь в 1999 г. магическим образом снизился до 3,1%. В итоге государственный долг Греции в 2010 г. достиг 328,7 млрд евро, или 142,8% валового внутреннего продукта страны при дефиците бюджета в 10,5% ВВП. Отметим, что грекам в 2010 г. все-таки удалось сократить дефицит бюджета с 15,4% в 2009 г., что можно рассматривать как достижение, несмотря на план в 9,1%. Подвело падение ВВП, без которого дефицит составил бы 9,9%, и пресловутая греческая «неучтенка»: досчеты дефицита «с помощью» статистиков Евростата составили 4,74 млрд евро, или 2,1% ВВП. Впрочем, эти «неточности» для Греции обычное явление.

В кризисный 2009 год падение доходов по основным статьям достигло 6,5% ВВП, при том что рост расходов консолидированного бюджета составил 6,7%, в том числе 3,4% ВВП – рост расходов по системе социального страхования и организаций при муниципалитетах. Иными словами, бюджетная система Греции оказалась настолько «социализирована», что говорить о признаках даже минимальной финансовой дисциплины не приходится. Например, исполнение основного бюджета Греции уже за январь – май 2011 г. при всех торжественно принятых обязательствах экономить показало рост дефицита на 13% без каких-либо видимых признаков дальнейшего сокращения. Можно лишь догадываться о текущем состоянии остальной части бюджетной системы страны.

Греческие дефицит и долг не оказались бы такими большими, если бы не крайне неэффективная экономика и «процикличная» бюджетная система, обремененная к тому же социальными обязательствами и бесконтрольностью местных органов власти. Двенадцать лет Европа смотрела на это сквозь пальцы, хотя после трюков со статистикой вопрос о выходе Греции из зоны евро, казалось бы, сам собой встал на повестку дня. Сейчас Греция может сама попроситься на выход – хуже для нее уже точно не будет.

Но и участь Европы выбор в Афинах в любом случае не облегчит. Во-первых, при долгах таких масштабов они становятся головной болью кредиторов – что мы и наблюдаем во всенощных бдениях еврофинансовой элиты. Во-вторых, Греция не одна. Другие должники также давно стоят в очереди на раздачу вспомоществования. Еврогруппа дала понять: спасать за красивые глаза больше никого не будут. Пришла пора всем платить по собственным счетам.