Неверие в правоту большинства

В последнее время даже в цивилизованных западных странах население показывает примеры совершенно варварского поведения. Даже те, кто хоккеем не увлекается, наверняка видели сюжеты погромов в Ванкувере – городе, между прочим, постоянно находящемся на вершине списка самых комфортных мест для проживания в мире. Скачки в Аскоте, считавшиеся едва ли не символом британского аристократизма, ознаменовались в этом году некрасивой дракой – а ведь это все же не футбол.

Удивляют и телеотчеты о демонстрациях в Испании и Греции – прежде всего крайней агрессивностью и протестующих, и разгоняющих. Между тем несколько лет назад мне доводилось видеть демонстрации и в Испании, и в Греции. В Испании они были скорее похожи на карнавал, а в Греции – на мирную национальную традицию (в Афинах прошлым летом мне в отеле дали памятку – расписание забастовок, чтобы знать, когда не будут работать такси, а когда – общественный транспорт). На этот раз акции поражают не только кусачестью, но и масштабами. И это снова выводит нас на спор о современной демократии: возможна ли она в условиях, когда самый комфортный город мира может в один миг превратиться в хаос? И можно ли считать демократичным поведение политиков, вынужденных игнорировать мнение большинства? Ведь в той же Греции и Испании, судя по опросам, меры по жесткой бюджетной экономии не поддерживаются большинством. Значит, власть должна от них отказаться – но, судя по всему, делать этого не будет. В руках у бастующих в Мадриде плакаты: «А где же демократия?» Логика их послания вполне понятна: если большинство против сокращения бюджетных расходов, то как же можно пойти на это?

Все это я рассказываю не в логике «а вот у них негров линчуют». А для того, чтобы попытаться понять, где же проходят границы представительства и вправе ли современный политик игнорировать интересы избирателей до следующих выборов. Недавно по телевизору я видел интервью одного либерального экономиста, который сказал, что великие политики отличаются умением принести свой рейтинг в жертву ради реализации каких-либо политических задач. Это любопытно. Выходит, что великий политик неизбежно должен обмануть общество, ведь он завоевал рейтинг одними обещаниями и действиями, но вершиной его карьеры должно стать принесение себя в жертву ради того, что вызовет протест большинства (иначе почему будет падать рейтинг). Выходит, что и на уровне теорий веры в реалистичность демократии нет.

Раньше система представительства рассматривалась как оптимальная в силу технической неспособности сделать принятие решений уделом всего населения. Теперь технические барьеры могут быть сняты. Но если мы сами не верим в способность большинства к оптимальному выбору, все равно надеясь на волю неких великих политиков, которые в трудную минуту должны идти против мнения большинства, то демократия остается лишь идеалом.