Нефть: поединок продавцов и покупателей

Международное энергетическое агентство (МЭА) пустило в ход чрезвычайное оружие – стратегические нефтяные резервы. Чтобы сбить нефтяные цены, МЭА выбросит на рынок 60 млн баррелей. Эта новость в минувший четверг обвалила нефтяные котировки на 7%. И, возможно, это не последняя интервенция МЭА (подробности в статье на стр. 03).

Российские власти уверяют, будто нашему бюджету такое снижение нефтяных цен не повредит – он сверстан исходя из цены $75 за баррель, а сейчас баррель стоит $107,9.

Оправданно ли их спокойствие? МЭА – это организация, объединяющая 28 развитых стран – импортеров нефти. Она была создана в 1974 г. в противовес ОПЕК, организации стран – экспортеров нефти. Мы видим, что команда продавцов играет активнее: ОПЕК то увеличивает, то уменьшает поставки сырья, влияя на нефтяные котировки. Команда покупателей строит свою игру на заявлениях о будущем спросе: раз потребители могут купить только ограниченное количество нефти, поставщикам приходится это учитывать, корректируя цену.

У команды покупателей есть еще один инструмент, но используется он крайне редко: это те самые 4,1 млрд баррелей накопленных резервов. За 37 лет существования МЭА их пускали в ход всего дважды – во время войны в Персидском заливе в 1991 г. и после урагана «Катрина» в 2005 г., когда была остановлена добыча в Мексиканском заливе. Сейчас поводом стал затянувшийся конфликт в Ливии, из-за чего та недопоставляет на рынок по 1,5 млн баррелей в день.

Но в обоих предыдущих случаях дефицит нефти был намного больше, чем сейчас. И даже рекордно высокие цены лета 2008 г. ($147/барр.) не стали поводом для использования резервов МЭА. Что изменилось? Судя по всему, МЭА задумало превратить резервы из подушки безопасности в политический инструмент, похожий на квоты ОПЕК: любое заявление о них заставляет цену колебаться.

В краткосрочной перспективе, как мы видим, это хорошо работает. Но разница в том, что у ОПЕК есть нефть, а команде покупателей надо будет все время пополнять запасы, чтобы угроза интервенций работала. А покупка таких больших объемов, конечно же, повышает цены. Так что один-два раза эта схема сработает, но как постоянный инструмент не годится.

Ситуация на рынке объективно способствует высоким нефтяным ценам: несмотря на их рост, спрос все равно увеличивается – быстро развивающимся экономикам Азии требуется все больше нефти. К тому же нефть в основном продается за доллары, а политика «количественного смягчения», которую с ноября 2010 г. проводят США, ежемесячно вливая в финансовую систему около $100 млрд, ведет к ускорению инфляции, ослаблению доллара и уходу инвесторов в сырьевые активы.