Как выглядит бюджет образцовой индустриальной страны

Проект «Слово и дело» призван познакомить российского читателя с мнениями китайских специалистов по 12 направлениям развития России и Китая. Сегодняшняя тема – налоговая политика. Статья о российских налогах вышла вчера, в номере от 27.06.2011.

Налоги являются важнейшим источником доходов государства, а система налогообложения лучше многого иного говорит об экономической политике – и Китай тут не исключение. Какую роль играет в стране налоговая политика и в каком направлении она эволюционирует? Отметим сначала несколько общих моментов.

Прежде всего отметим, что финансовая политика китайских властей предполагала снижение налогового бремени на этапе начала быстрого роста и постепенное его усиление по мере того, как экономика становилась устойчивее или даже перегревалась. Если в 1990 г. доходы бюджета составляли 15,7% ВВП, то в 1993-м они опустились до 12,3%, а в 1996-м – до 10,3%. Это позволило экономике оставаться устойчивой в годы азиатского кризиса и накопить силы для рывка.

Когда же рост стал ускоряться, начали расти и налоги. Доля бюджетных доходов в ВВП вернулась к уровню 1990 г. в 2002-м, достигнув 17,1% в 2005-м и 20,9% – по итогам 2010 г. Таким образом, бюджетная политика китайских властей была направлена прежде всего на ускорение экономического развития. Власть четко понимала, когда можно изымать из экономики дополнительные доходы, а когда это противопоказано.

Кроме того, отметим, что китайское правительство поставило в центр внимания именно налоги, а не акцизы или пошлины, т. е. осознанно связало наполнение бюджета с реальным экономическим ростом. Непосредственно на налоги приходи­тся 84,2% всех бюджетных поступлений, причем из них 74,6% обеспечиваются четырьмя типами сборов: НДС (32,1%), налогом на прибыль юридических лиц (19,9%), налогом с оборота (15,7%) и потребительским налогом (6,9%). Налоги на доход физических лиц остаются низкими и обеспечивают лишь 5,8% всех бюджетных доходов, но, что куда примечательнее, на таможенные пошлины приходится всего 2,5% поступлений, а на налог на добычу природных ресурсов – менее 0,5%. Мож­но сказать, что китайский бюджет – бюджет образцовой индустриальной страны.

Формирование такой системы стало следствием работы китайских реформаторов на протяжении последних 20 лет. Достаточно сказать, что еще в 1992 г. средневзвешенная ставка таможенных платежей на более чем 3300 основных импортных товаров составляла 42,5%; с 1 апреля 1996 г. средний тариф сократился до 23,0%, с 1 января 1999-го – до 16,8%, а сегодня он не превышает 9,8%. Реформа таможенного законодательства дала предприятиям возможность приобретать по разумным ценам необходимое оборудование, повышавшее производительность труда и открывавшее им выход на мировой рынок; сделала возможным ввоз большего количества товаров в Китай, снизила себестоимость производства, улучшила качес­тво жизни населения. Эта же реформа открыла КНР путь в ВТО, выгоды членства в которой сегодня выглядят неоценимыми. Стремление интегрироваться в глобальную экономику стояло и за реформой корпоративных налогов, в результате которой налоги на предприятия с иностранным участием (включая и налог на прибыль) устанавливались на гораздо более низком уровне, чем на отечественные компании. Лишь в 2008 г., когда акцент сместился с внешних источников роста на внутренние, ставка налога на прибыль начала сближаться и к 2010 г. оказалась полностью унифицирована.

Китайская налоговая система выгодно отличается от существующей в других государствах по целому ряду направлений, оставаясь при этом одним из главных инструментов обеспечения дальнейшего экономического роста. Во-первых, она довольно проста: число налогов и сборов ограничено всего 19 позициями. Во-вторых, в КНР установлена достаточно низкая ставка НДС, который при этом дифференцирован по отраслевому признаку (вилка налога составляет от 13 до 17%), что позволяет стимулировать отдельные отрасли экономики. В-третьих, подоходный налог выступает инструментом сокращения имущественного неравенства (сегодня граждане с доходом от 2000 до 5000 юаней ($300–770) в месяц платят 15%, с доходом более 100 000 ($15 400) – 45%. Размер необлагаемого дохода периодически пересматривается в сторону повышения. В-четвертых, правительство долгое время воздерживалось от введения налогов на недвижимость (введен в 2011 г. в ряде крупных городов в экспериментальном порядке), а налог на наследство пока только обсуждается. Все это делает инвестиционный климат в КНР весьма благоприятным.

Нельзя не отметить и умелого налогового администрирования в период кризиса, когда правительство существенно ослабило налоговое бремя (хотя политика так называемого «конструктивного снижения налогов» предполагала понижение налогов в одной сфере и повышение в другой). В ходе этого перераспределения общее снижение налогов (прежде всего НДС и подоходного налога) только в 2009 г. составило около 500 млрд юаней ($73,2 млрд), и общий курс на снижение налоговой нагрузки будет продолжен.

В рамках реализации ориентиров развития XII пятилетки предусмотрено дальнейшее реформирование системы налогообложения. Его приоритетами выступают упрощение системы, замена разного рода административных платежей налогами, увеличение роли прямых налогов за счет косвенных и рост налогообложения добычи и использования полезных ископаемых (что предполагает более «экологичное» налогообложение). На пятой пленарной сессии 17-го съезда КПК были озвучены намерения властей реформировать подоходный налог: самая низкая ставка его будет установлена на уровне 1%, налог на средние доходы составит 5%, самая высокая ставка – 40%. Малые и средние предприятия, стабильно выполняющие налоговые обязательства, смогут возмещать по итогам года до 50% уплаченного налога на прибыль. Налоги на использование энергоресурсов (нефти и бензина) станут взиматься не исходя из стоимости ресурсов, а их физического объема, что должно в итоге подтолкнуть процесс энергосбережения. Предполагается также распространить в национальном масштабе практику взимания налога на недвижимость, расширить список предметов роскоши, облагаемых дополнительными налогами, а также ввести специальный экологический налог на вредные выбросы.

Хотя Китай имеет централизованную политическую систему, в последнее время большое значение придается обеспечению финансовой состоятельности местных органов власти. Решения партии и правительства, многие из которых предполагается реализовать в XII пятилетке, направлены на укрепление их налоговой базы. В местные бюджеты будут идти налог на недвижимость и налог на природные ресурсы. При этом правительствам на местах разрешается внедрять собственные налоги, не противоречащие основному законодательству и получившие одобрение центра.

Мы считаем, что Китай в ходе реформ создал и усовершенствовал налоговую систему, оптимально отвечающую требованиям развития страны и сочетающую неизменность законов с постепенным изменением ставок налогов, в первую очередь отвечающим интересам предприятий и граждан.

Перевод с китайского Алины Верижниковой