Повторит ли Греция судьбу Lehman Brothers

По некоторым сообщениям, хозяйственные службы парламента Греции наняли иностранных рабочих для расчистки тоннеля из здания парламента в порт Пирей – на случай эвакуации после слушаний о принятии пакета жестких бюджетных мер (на 28 млрд евро) и приватизации (еще 50 млрд евро). Идущее с понедельника по среду обсуждение со вчерашнего дня сопровождается блокированием площади перед парламентом, вывешиванием у памятников античной архитектуры транспарантов самого злободневного содержания, поджогом того, что может гореть, швырянием камней в полицию и ответным швырянием гранат со слезоточивым газом.

Участники рынков швыряли свои камни и жгли мусор – доходность трехлетних и 10-летних гособлигаций Греции поднималась в середине июня до рекордных 30,1 и 18,4% соответственно, мировые фондовые рынки с мая покатились вниз (тут, правда, свою ложку дегтя добавили Бен Бернанке со товарищи, заявившие, что с июля больше не будут разбрасывать деньги с вертолета над рынком казначейских облигаций). Затем ситуация стала более спокойной, хоть и не менее нервозной: все стали ждать, произойдет ли в Греции чудо или повторится история с Lehman Brothers.

Деловые газеты полны оценок того, какие суммы под «греческим» и прочим «европериферийным» риском находятся у банков, страховщиков и паевых фондов денежного рынка США – т. е. в секторах, которые пострадали после банкротства Lehman. Но проблема в том, что никто действительно не знает, в каком уголке мировой финансовой системы аукнется греческий дефолт. И не узнает, пока это не произойдет. Когда руководители минфина, ФРС США и банков обсуждали 13–14 сентября 2008 г. судьбу Lehman, никто не задумался, что из-за его банкротства встанут совсем вроде бы не связанные секторы – ПИФов денежного рынка, считавшихся самыми надежными объектами сбережений, и корпоративных векселей, которые компании используют для финансирования повседневных нужд. Но когда 15 сентября пайщики обнаружили, что у крупнейшего фонда Reserve Primary Fund с активами $62,5 млрд есть векселя Lehman на каких-то $785 млн, они к 13.00 вывели $18 млрд. И фонды перестали покупать векселя – а ведь были крупнейшими игроками на том рынке.

И в минфине и ФРС еще не знали, что 16 сентября у них не будет выбора, когда на кону окажется судьба вроде бы совсем непричастной к инвестбанку AIG.