Частным компаниям есть чему поучиться у «неуклюжих государственных монстров»

Конкурентный рынок труда «перемешивает кадры». В государственных компаниях на ключевых должностях работает немало руководителей с опытом частного, в том числе западного бизнеса. Более того. В последние годы крупнейшие государственные компании инвестируют значительные средства в отбор и подготовку руководителей, совершенствование систем управления эффективностью. Заслуживают упоминания корпоративные университеты ОАО «РЖД» и Сбербанк, система развития руководящих кадров Газпромнефть, система кадрового резерва НК Роснефть. Идет отбор и подготовка руководителей, формирование нового качества менеджмента. И многим частным компаниям уже есть чему поучиться у «неуклюжих государственных монстров».

Наши государственные компании модно обвинять в самых разных грехах. И в избыточной бюрократизации, и в полной неэффективности менеджмента. Говорят, что госкомпании совсем не развиваются, в то время как частный бизнес интенсивно растет и повышает эффективность.

Я нередко испытываю когнитивный диссонанс между тем, что читаю в прессе, и тем, что наблюдаю лично, как консультант в проектах, где нашими клиентами выступает крупный бизнес, и государственный, и частный. Возможно, мой взгляд не объективен, я вижу ситуацию односторонне, не знаю всей «страшной правды» и «ужасной подноготной» госкомпаний.

В период с 1 января 2008 г. по настоящее время (конец первого полугодия 2011 г.) компания «ЭКОПСИ Консалтинг» провела оценку управленческих компетенций* более чем 8000 руководителей среднего и высшего звена в 49 крупных компаниях. 69% этих компаний – частные, и 31% – государственные. Мы не обнаружили корреляции результатов оценки с типом собственника (частный сектор vs. государство).

Иначе говоря, и среди частных, и среди государственных компаний есть организации, руководители которых набрали более высокие баллы управленческой квалификации, чем в среднем, по всей выборке. Квалификация руководителей в большей мере зависит от того, насколько качественно выстроен процесс подбора, хорошо ли работает в конкретной компании система назначений и кадрового резерва, как организация инвестирует в обучение и развитие руководителей, как оценивается и вознаграждается эффективность.

Сравнивая уровень бюрократии, я также не вижу больших различий. Абсолютное большинство крупных компаний реального сектора в России, и государственных, и частных, страдают этим «недугом». Избавление от бюрократии в значительной степени зависит от воли первых лиц. Я знаю руководителей госкомпаний, ведущих борьбу с излишней бюрократией, стремящихся к эффективности. Знаю руководителей частных компаний (в том числе и западных), для которых процедуры и регламенты оказываются важнее, чем конечный результат бизнеса.

В крупных компаниях различается качество работы таких органов управления, как правление и совет директоров. Отличается эффективность основных бизнес -процессов. Однако эти различия можно объяснить не только, и зачастую не столько частной или государственной природой собственности, сколько «стажем», временем, которое компания (с существующей системой управления) работает на рынке. И, как правило, чем опытнее компания и работающие в ней управленцы, тем более отлажены бизнес-процессы и работа органов управления. Во многих государственных компаниях идут проекты по реформированию и совершенствованию систем управления. Сравнительных данных о том, в каком из секторов бизнеса подобные реформы происходят быстрее, в частном или в государственном, я пока не обнаружил.

 

Является ли приватизация госкомпаний надежным рецептом повышения эффективности экономики страны? История реформирования РАО «ЕЭС» показывает – все очень и очень неоднозначно. В результате реформы Россия получила резкое подорожание электроэнергии, а также увеличение числа аварий. Модернизация электроэнергетики пока остается под большим вопросом. Одна из главных целей реформирования – привлечение инвестиций, не достигнута, а конкурентные отношения так и не сформировались. Все чаще возникают разговоры про обратное объединение и укрупнение, восстановление вертикальной интеграции в энергетическом комплексе.

Уверены ли мы в том, что при сохранении государственного контроля над РАО «ЕЭС» ситуация была бы еще хуже? Могут ли другие, (пока еще) государственные компании быть эффективными, динамично развиваться, успешно конкурировать с частным бизнесом? По-моему, никто убедительно не доказал, что это невозможно.

 

*оценка методом «Ассесмент центр»