Учиться не нужно

Подавляющее большинство школьников, успешно сдавших единый госэкзамен, подали документы в университеты и академии страны. Это следствие общепринятых в последние годы среди россиян представлений об обязательности высшего образования. Но так ли оно обязательно? Сравнивая карьеры и заработки людей, имеющих дипломы и не имеющих их, авторы проведенного в Высшей школе экономики исследования «Динамика отдачи от профессионального образования и дифференциация доходов выпускников российских вузов» приходят к выводу, что в течение постсоветских лет премия за высшее образование снижалась. В середине 1990-х 22–24-летний бывший студент зарабатывал в 1,4 раза больше, чем сверстник со средним образованием, выпускник 25–29 лет с небольшим стажем работы – в 1,65 раза. К 2008 г. премия за высшее образование упала до 22% для вчерашних выпускников и до 15% для молодых работников со стажем. Снижение прибавки за диплом вызвано девальвацией образования. За 1996–2010 гг. число студентов выросло в 2,6 раза (с 2,8 млн до 7,4 млн), а заочников – в 4,2 раза.

Для России характерно глубокое расслоение вузов – огромное большинство из них просто не дают образования. Но даже дипломы лучших вузов не определяют позиции и заработок, которые в большей степени зависят от трудоустройства в доходные сферы: добычу полезных ископаемых, финансы, госуправление. А оно обусловлено не только навыками выпускника, но и социальными связями его семьи.

Впрочем, даже те, у кого есть те самые связи, все чаще отправляют детей учиться за границу. Почему? Они не видят перспектив в системе, которая им максимально благоприятствует. Дать детям настоящие компетенции может только честная учеба в вузах с честной конкуренцией между студентами. Но дело не только в этом. Опрос крупных (личные активы от $50 млн) российских предпринимателей, проведенный банком UBS и компанией Campden Research, показал, что они разуверились в перспективах развития собственного бизнеса на родине. Доля оптимистов снизилась в 2009–2011 гг. с 84 до 40%; 56% респондентов намерены в будущем развивать бизнес в Европе, где собственность защищена от произвола законами и независимым судом. Плохая институциональная среда мешает российским собственникам затевать долгосрочные проекты, где требуются профессионалы, получившие качественное образование в ведущих вузах.