Статья опубликована в № 2896 от 18.07.2011 под заголовком: Правила игры В защиту журналистов-нарушителей

Константин Сонин: Вернуть доверие читателей

Это может показаться странным – колонка в защиту преступников. Журналисты английского таблоида The News of the World взламывали пароли автоответчиков на телефонах героев своих публикаций – не только политиков и звезд, личная жизнь которых зачастую является общественным достоянием, но и обычных граждан. Всего пострадали, возможно, почти 4000 человек. Самым возмутительным оказался эпизод, в котором хакеры-журналисты стерли сообщения на автоответчике семьи похищенной девочки, чтобы дать возможность звонящим записывать новые сообщения. Еще большее негодование вызывает тот факт, что, по всей видимости, в Скотланд-Ярде давно знали о хакерских операциях таблоида, но так тесна была дружба между полицией и высокопоставленными сотрудниками News Corp, владельца The News of the World, что дело фактически не расследовалось.

На сегодня – а скандал только начинает, по существу, разгораться – таблоид закрыт, топ-менеджеры News Corp, медиаимперии Руперта Мердока, подали в отставку, а некоторые бывшие руководители и редакторы арестованы (и отпущены под залог). Что можно сказать в их защиту? То, что они преступили закон и нарушили этические принципы журналистики в погоне за конкурентным преимуществом. Им хотелось, чтобы их читатели получали информацию раньше и более полной, чем у конкурентов. Ради этого они взламывали телефоны и электронную почту граждан и кормили с рук (буквально – регулярно водили в рестораны) полицейское начальство. Конечно, более высокие тиражи приносят более высокую прибыль, но в данном случае «мотив прибыли» действовал правильно – чтобы получать большую прибыль, нужно изготавливать более качественный продукт. И, как это часто бывает, в погоне за прибылью нарушаются сначала этические, а потом и юридические нормы.

Впрочем, основное наказание, надо надеяться, придет не со стороны органов полиции или парламента (парламентское расследование в Англии – могучая штука). Современного потребителя волнует не только дешевизна и качество продукта, но и то, каким способом он произведен. С этим столкнулись в последние десятилетия компании, использовавшие детский и рабский труд при производстве товаров в Юго-Восточной Азии или заготавливавшие сырье варварскими методами. Когда потребители узнавали, каким образом произведен продукт, спрос заметно снижался. Точно так же и с изданиями News Corp (газета The Wall Street Journal, входящая в News Corp, – один из трех учредителей «Ведомостей») – журналистский продукт хорош, но читателю и зрителю небезразлично, каким образом он сделан. Нынешний кризис может пойти на пользу – если не бизнесу Руперта Мердока, то хотя бы его изданиям. Быть может, The Sun в Англии учтет уроки The News of the World. Быть может, The Wall Street Journal, самая тиражная американская газета, входящая в империю Мердока уже четыре года, не станет так быстро превращаться в приложение к телеканалу Fox News.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать